Международный валютный фонд изменил украинское банковское законодательство. Это — одно из условий предоставления Киеву очередного транша кредита фонда. Верховная рада приняла поправки, поскольку у страны нет другого выхода, кроме как подчиниться МВФ. Подобная участь, похоже, ожидает и Белоруссию. Минску придется приватизировать самые лучшие государственные предприятия.
Получать деньги от МВФ — дорогое удовольствие. И дело тут не в процентах, а в том, что Фонд дает деньги только при условии выполнения своих требований. А требования обычно сводятся к тому, чтобы максимально открыть экономику для западных корпораций и свести к минимуму возможности государственной власти. Во многих странах благодаря МВФ и Всемирному банку были разрушены целые отрасли, которые не выдержали конкуренции после того, как остались без государственной защиты. Еще одно следствие помощи МВФ — урезание социальных расходов. Так, в странах Прибалтики, близких к банкротству, резко сократили пенсии и прочие социальные выплаты.
То, что МВФ начал переписывать украинское законодательство, пока всего лишь «первый звонок». Напомним, что фонд выделил Киеву огромную кредитную линию более чем на $16 млрд. Очередная порция этих денег в сумме $3,3 млрд может быть выделена на этой неделе. Чтобы ее получить, украинские власти согласились изменить законы в области банковской системы. Сейчас сразу несколько украинских банков находятся в состоянии банкротства. Принятые Верховной радой поправки позволят банкротить их проще и быстрее. При этом даже суд не сможет заставить временную администрацию вернуть вкладчикам деньги — управляющий сможет распоряжаться активами банкрота по своему усмотрению.
Тем временем законы Белоруссии тоже вскоре могут быть переписаны западными аналитиками. Дело в том, что Минск просит о финансовой помощи МВФ, а фонд не скрывает, что будет требовать от Лукашенко приватизации ключевых компаний страны. Это разрушит существующую пусть спорную, но сбалансированную структуру белорусской экономики. Последствия такого шага непредсказуемы. Но у Минска может просто не остаться другого выхода. Очередной транш кредита от России задерживается, и Белоруссия делает все возможное, чтобы его не получить. В довершение всех экономических споров Минск на днях фактически встал на сторону Грузии в конфликте вокруг Южной Осетии и Абхазии.