Проект AliExpress (входит в Alibaba Group) и Минпромторга РФ по продаже товаров легкой промышленности российского производства не был рассчитан на экспорт вне ЕАЭС. Об этом заявил ТАСС директор по развитию бизнеса AliExpress в России и СНГ Марк Завадский.
Минпромторг в октябре 2015 года инициировал проект по продвижению российских дизайнеров на китайской площадке. Ожидалось, что до конца прошлого года на AliExpress будет представлено порядка 100 отечественных брендов одежды и аксессуаров, а в 2016 году эта цифра может увеличиться более чем в 4 раза. К участию в проекте министерство пригласило 420 российских компаний.
Газета «Коммерсантъ» со ссылкой на презентацию Минпромторга сообщила, что пилотный проект по продвижению российской продукции на китайской интернет-площадке AliExpress пока не оправдывает ожиданий. За несколько месяцев пользователи ресурса сделали всего 24 покупки. По данным газеты, в Минпромторге полагают, что продвижению российских товаров на AliExpress препятствуют неадаптированная для российских пользователей система онлайн-ритейлера и двойная конвертация валют. В свою очередь, сама площадка объяснила низкую рентабельность неоправданно высокими ценами российских товаров при отсутствии оригинальности.
«Проект, о котором все сегодня говорят, изначально не подразумевал экспорт российских товаров в Китай. В том виде, в каком он был запущен, — это только Россия и Таможенный союз (ЕАЭС — прим. ред.)», — сказал он.
Будущее российских товаров на китайской площадке
AliExpress не планирует отказываться от своих обещаний по маркетинговому продвижению российских товаров и обеспечению трафика, пояснил Завадский. «Мы — площадка, маркет-плейс, мы можем дать трафик, но мы не можем заниматься продажами, продажами занимаются продавцы», — подчеркнул он.
Представитель AliExpress в России рассказал, что в совместном проекте с Минпромторгом операционную деятельность (в том числе ведением переговоров с фабриками, с логистами и оперирование по магазинам на площадке AliExpress) занималась специальная компания-оператор. «Дальше есть два варианта: либо опять же будет некий оператор (тот же, который был, или новый), который опять соберет эти фабрики и сделает этот проект с нашей помощью в продвижении, в маркетинге… Либо мы сейчас договоримся с Минпромторгом и будем давать наш знак «Мода. Сделано в России» с теми компаниями, которые работают с нами и так», — пояснил Завадский дальнейшие перспективы.
При этом он уточнил, что проблема неадаптированности площадки для российских производителей постепенно решается. «Мы работаем с небольшими компаниями через партнеров. Сейчас у нас есть один интеграционный партнер Pick Point (помогает производителям подключиться к AliExpress — прим. ред.), возможно позднее появятся еще», — отметил Завадский.
Экспорт российских товаров в другие страны остается интересным
Российские власти по-прежнему заинтересованы в сотрудничестве с Alibaba Group. В частности, в ходе ПМЭФ-2016 была достигнута договоренность о создании совместной международной торговой площадки в Татарстане.
«Экспортные проекты — отдельная история. На AliExpress мы думаем об экспорте, но для этого нужно, чтобы экспорт был упрощен, чтобы были внесены изменения в таможенное законодательство», — рассказал Завадский. «Мы рассматриваем экспорт из России, возможно, что часть экспортных товаров будет так или иначе связана с модой и «Сделано в России». Мы думали, что фабрики и производители научатся работать с маркет-плейсом на российском трафике, чтобы мы их потом вывели на трафик глобальный, сейчас просто будем работать с теми, кто будет готов», — уточнил он.
Завадский пояснил, что для экспорта у китайского ритейлера есть разные площадки. «Есть площадка Tmall Global, там уже есть российский магазин АБК, там косметика и продукты питания, но мы думаем о расширении», — отметил он.
«Экспорт на AliExpress — это экспорт по всему миру. Нужно выстроить некую схему, там есть проблемы таможенного экспорта, и есть проблемы валютного контроля: как продавать за границу через площадку, каким образом эти деньги получать в России», — добавил Завадский, уточнив, что компания сейчас думает над этим.
Он пояснил, что «кросс-бордерные потоки из России в Китай — часть «электронного пути» — идеи, которую высказал основатель Alibaba Джек Ма в рамках ПМЭФ-2016. «В целом это большая концепция, каким образом мировая и региональная торговля будет строиться в будущем», — резюмировал он.
AliExpress является одним из крупнейших китайских интернет-ритейлеров, который работает по принципу маркет- плейса (единая онлайн-витрина для различных продавцов). Ежемесячная аудитория проекта — более 22 млн пользователей. В 2015 году Alibaba Group зарегистрировала представительство в России — ООО «Алибаба.ком (РУ)».
Alibaba Group — китайская частная компания, работающая в сфере интернет-коммерции. Группа обладает собственной электронной платежной системой Alipay, а также управляет интернет-магазинами Taobao и AliExpress. Около 22,5% интернет-холдинга принадлежит американской Yahoo, 34,3% — японской SoftBank, 8,9% — у Джека Ма.