Особенность этого шага заключается в том, что маленькая северная страна ещё год назад и не помышляла о членстве в Евросоюзе. Её уровню жизни мог позавидовать кто угодно. В 2007 г. ООН признала Исландию, где ВВП на душу населения составлял 40 тысяч долларов, лучшей в мире страной для проживания.
В Исландии была отличная экология и дешёвые источники энергии в виде гейзеров. Огромные запасы рыбы и морепродуктов. Жителей там – всего чуть более 300 тысяч, плотность населения мала.
Курс национальной валюты – исландской кроны – был стабилен. Исландцы гордились тем, что у них, в отличие от стран – членов Евросоюза (кроме Ирландии), происходит естественный прирост населения.
Но главным источником дохода всё же являлась банковская сфера. В стране были созданы очень удобные условия для инвестиций, она превратилась в огромный офшор. Деньги туда текли рекой, и исландцы могли себе позволить поглядывать на жителей ЕС свысока.
Хотя эта страна вошла в Шенгенскую зону в 2001 г., а семью годами ранее присоединилась к Европейскому экономическому пространству, в Евросоюз она не спешила. Исландцам не хотелось поступаться суверенитетом в пользу Брюсселя.
Но во второй половине 2008 г. грянул кризис, и всё изменилось. Оказалось, что активы, лежащие в исландских банках, ничем не обеспечены. Финансисты в спешке принялись уводить из страны деньги. Курс национальной валюты упал на 60 процентов.
Банковская система рухнула. Резко возросла безработица, по стране прокатились социальные бунты. В итоге премьер-министр страны Гейр Хорде был вынужден подать в отставку.
Вчера излучавшая благополучие, сегодня Исландия стала первой страной мира, оказавшейся на грани банкротства. Теперь ее внешний долг в несколько раз превышает ВВП. Страна получила кредиты в 2,5 миллиарда долларов от других стран Северной Европы (Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии), а также 2,1 миллиарда от Международного валютного фонда.
Спасение многие исландские политики увидели во вступлении в Евросоюз и зону евро. 25 мая 2009 г. новый премьер-министр Йоханна Сигурдардоттир внесла в парламент (альтинг) законопроект о подаче заявки на членство в ЕС. Так был запущен механизм евроинтеграции Исландии.
«Исландские политики поняли, что без членства в ЕС стране будет трудно. Всё-таки Евросоюз – это и структурные фонды, и фонды помощи. В случае нового кризиса она не останется без поддержки, как в этот раз.
Да и евро, как показала практика, более устойчивая и обеспеченная валюта, чем исландская крона», — отметил в интервью «Правде.Ру» эксперт Института Европы РАН Сергей Фёдоров.
Но даже в условиях кризиса многие депутаты не хотели ущемлять суверенитет страны. Наконец, 16 июля 33 голосами против 28 законопроект о подаче заявки на членство в ЕС был принят.
И уже спустя неделю она официально была передана руководству председательствующей сейчас в Евросоюзе Швеции. Исландские лидеры надеются, что страна вступит в ЕС через два года.
27 июля Совет глав МИД Евросоюза объявил, что заявка Исландии на членство в ЕС принята. Однако конкретная дата включения страны в организацию названа не была. Всю неделю из Брюсселя раздавались противоречивые заявления на этот счёт. Одни представители Евросоюза говорили о 14 месяцах, другие – о пяти годах.
При этом о готовности оказывать северянам материальную помощь и быстро принять их в зону евро (в чем, собственно, и состоит цель исландцев) от ЕС не прозвучало ни слова.
Но раз Исландия выразила желание стать членом Евросоюза, ей, похоже, отказывать никто не будет. В отличие от бывших соцстран Европы, она особых проблем ЕС создать не должна. Её воды богаты рыбой, на шельфе, вполне возможно, есть запасы углеводородов.
Всё зависит от того, как быстро Еврокомиссия и Исландия договорятся о распределении рыболовных квот и насколько экономическое состояние последней соответствует стандартам ЕС. И только после этого в Исландии может быть проведён референдум по вопросу вступления страны в Евросоюз.
«Вряд ли речь может идти о том, что Исландии откажут в членстве в ЕС. Несмотря на кризис, по большинству параметров она соответствует европейским стандартам. Другое дело, что некоторые показатели им придётся подтянуть.
Да и обычные бюрократические процедуры, связанные с приёмом в ЕС нового участника, занимают определённое время. Поэтому назвать какую-то конкретную дату вхождения Исландии в Евросоюз пока трудно», — отметил Сергей Фёдоров.
Так что Евросоюз может получить достойное пополнение. Да и ментальных барьеров нет. Исландия довольно близка по языку и культуре к таким уважаемым и богатым членам ЕС, как Дания и Швеция.
Другое дело, что с долгами и упущениями, накопившимися за время превращения страны в огромный офшор, Исландии придётся расплачиваться самой. Евросоюз – не богадельня, деньги там считать умеют. Так что исландцы смогут рассчитывать на помощь Брюссель, вероятно, только при следующем кризисе.