«Статистика последнего месяца не оставляет сомнений – в мировой экономике начался подъем», – говорится в сентябрьской стратегии Банка Москвы.
По оценке банковских аналитиков, в азиатских странах рост начался еще во втором квартале 2009 года. При этом в Сингапуре, Малайзии, на Филиппинах и в ряде других азиатских экономик годовые темпы роста в этот период исчислялись двузначными цифрами, добавляют авторы стратегии.
Франция и Германия тоже завершили второй квартал в небольшом плюсе, хотя в целом по еврозоне второй квартал характеризовался стагнацией, напоминают эксперты. Летом стало заметно оживление экономики США, начался подъем в российской экономике и ускорился рост в Европе, а в Азии в июле-августе наметилось замедление. «Судя по всему, в третьем квартале абсолютно все крупнейшие страны покажут положительную динамику ВВП, но в Европе и США это будет ускоряющийся подъем, а в Азии замедляющийся, – прогнозируют аналитики банка. – Для России текущий квартал обещает стать рекордным по темпам роста: в годовом выражении они, скорее всего, достигнут предкризисных 7−8%».
Иностранный член Российской академии наук экономист Владимир Квинт разделяет оптимизм коллег в отношении мировой экономики, но более скептичен в отношении российской экономики. По его мнению, кризис в США закончился в марте-апреле 2009 года. «Сейчас экономика США поднимается, этому есть доказательства, – рассказывает экономист. – Растет промышленное производство, растет сельскохозяйственное производство, и растет национальный доход. То, что в лидерах роста находится промышленность, говорит о том, что это долгосрочный рост. Конечно, возможно какое-то незначительное замедление, на один-два месяца, но не более того». По словам академика, Европа тоже достигла дна кризиса, но пока «ползет» по нему, а Япония «чуть-чуть начала отрываться от дна и идет наверх». «В целом в этих странах кризис подошел к концу, – резюмирует Владимир Квинт. – Но они еще приблизительно год-полтора не достигнут докризисных показателей».
По мнению аналитиков Банка Москвы, в большинстве экономик основным фактором экономического подъема выступает промышленный сектор. «Промышленность работает отчасти на склад, пополняя сократившиеся за время кризиса запасы, но отчасти и на конечного потребителя тех стран, где спрос со стороны населения активно стимулируется государством», – говорится в стратегии банка.
По мнению директора аналитического департамента Банка Москвы Кирилла Тремасова, государственные программы стимулирования потребителя стали одним из ключевых инструментов преодоления кризиса и в большинстве случаев оказались эффективными. «В первую очередь это относится к автопрому Китая и Германии, а в последние месяцы и к США, где в августе был зафиксирован бум продаж новых автомобилей», – говорит эксперт.
С ним соглашается и Владимир Квинт. «Почему этот кризис был такой короткий? – говорит он. – Потому что правительства разных стран по примеру того правительства, которое и ввергло весь мир в экономический кризис, — правительства США, стали осуществлять активную интервенцию в рынок. И это привело к тому, что превентивными методами, усилением регуляции период кризиса сократился».
Но от того, насколько тяжело странам будет отказываться от господдержки, зависит долгосрочность роста, предупреждает Кирилл Тремасов: «Главная интрига 2010 года – как ведущие страны будут выходить из стимулирующих программ, как будет себя чувствовать экономика после отказа от этих программ и будет ли вообще этот отказ».
В стратегии банка отмечается, что в целом потребительский спрос в мире «остается достаточно слабым, что неудивительно на фоне рекордно высоких показателей безработицы». Именно рост потребительских расходов, по мнению аналитиков, должен стать следующим этапом выхода из кризиса и дать новый толчок экономическому подъему. «Мы рассчитываем увидеть его в первой половине следующего года», – пишут авторы стратегии.
«Первым по-настоящему уверенным месяцем экономического подъема в России стал июль», – говорится в стратегии банка. Ряд индикаторов (например, рост добычи нефти и газа, увеличение объема железнодорожных перевозок) демонстрирует, что в августе позитивные тенденции получили развитие, продолжают авторы.
По их мнению, основной угрозой для российской экономики является сокращение потребительского спроса. Но аналитики надеются, что уже в октябре-ноябре в России будут заметны «слабые признаки оживления потребительской активности».
Большое влияние на выход российской экономики из кризиса оказывает «активность Китая на сырьевых рынках», говорит Кирилл Тремасов. «Поэтому если Китай будет оставаться локомотивом мирового роста, то, наверное, и с российской экономикой ничего страшного не произойдет», – уверен он. Эксперт полагает, что «нынешнего импульса роста хватит на несколько кварталов, а дальнейшая динамика экономики будет зависеть от того, включится ли внутренний спрос». По мнению экономиста, большую роль в оживлении потребительской активности сыграет психологический фактор. Ожидая «обещанную» на осень вторую волну кризиса, бизнес и население заняли выжидательную позицию, предпочитая не инвестировать и не тратить, поясняет Кирилл Тремасов. «Осень пришла, а ничего страшного не происходит. Осознание этого факта должно активизировать инвестиционный и потребительский спрос», – ожидает он.
Но директор аналитического департамента Банка Москвы признается, что пессимистично смотрит на перспективы развитых стран, в первую очередь США в среднесрочной перспективе. «Возможно, после этого отскока в течение нескольких кварталов экономика США вновь окажется в состоянии стагнации, – говорит он. – Я думаю, что основным локомотивом роста будут по-прежнему оставаться развивающиеся страны Азии и Латинской Америки». Эксперт верит, что благодаря активизации внутреннего спроса 2010 год будет положительным и для России.
Позитивные прогнозы популярны в последнее время. О возобновлении экономического роста говорили первый вице-премьер Игорь Шувалов и замминистра экономического развития Андрей Клепач. В Институте народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук ожидают, что ВВП России в 2010 году вырастет на 9,2%. Кирилл Тремасов прогнозирует возвращение российской экономики на предкризисный уровень в 2011−2012 годах.
«Если честно, я думаю, что кризис, возможно, закончился даже слишком быстро, – признается ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. – Потому что у международного сообщества теперь может снизиться интерес к реформе мировой финансовой архитектуры, а это было бы ошибкой».