В августе реализовались девальвационные ожидания. Это произошло даже раньше срока — различные эксперты прогнозировали наступление второй волны кризиса и ослабление гривни не раньше сентября. Однако вынужденное бездействие НБУ на межбанке и заявление МВФ о возможном разрыве программы сотрудничества с Украиной ускорили процесс.
Национальный банк опубликовал валютные итоги за август. Объемы скупки валюты населением оказались меньшими, чем месяц ранее. Самые сильные девальвационные ожидания пришлись на июль. Именно в позапрошлом месяце население и бизнес купили наличной валюты на $1,2 млрд. больше, чем продали. В августе, когда курс доллара таки выстрелил до 9 грн./$1, перекос в сторону спроса оказался почти вдвое меньшим — $800 млн.Зампред одного из банков подчеркнул, что самыми неудачными идеями прошлого месяца были две интервенции по продаже банкам валюты для населения. «У банков выстраивались толпы. Поскольку можно было купить не больше $900 в одни руки, люди приводили с собой родственников. Это мешало обычной работе банка. Представьте, человек приходит сделать платеж, а там табор. Так эти люди еще и воспринимали его как конкурента. Доходило до мордобоя»,— рассказал он. В итоге идею признали провальной даже в Нацбанке.
По мнению банкиров, сейчас политику НБУ можно выразить емким понятием «денег не будет». Поэтому они допускают, что на уровне 9 грн. курс доллара не остановится. «Вполне возможно, даже вырастет до десятки. Выше пока не вижу предпосылок», — отметил руководитель одной из инвестиционных компаний. «Думаю, дойдет до 9,5 грн./$1, а потом откатится до 9 грн./$1»,— считает казначей одного из банков.
Что касается безналичного рынка, то на нем сохраняется удивительная картина. Экономика ужалась на треть, но с начала года рынок по-прежнему выторговывает примерно $10-12 млрд. в месяц. По оценкам банкиров, возросший спрос объясняется перетоком средств на наличный рынок.
В частности, это подтверждается возросшим объемом валютных вкладов населения. С июня по август граждане ежемесячно клали на счета около $400 млн., тогда как в мае — $183 млн., а в апреле — всего $18 млн.
Кроме того, сальдо интервенций НБУ в августе составило $865 млн. В июле цифра была самой большой — $1,12 млрд., а в июне — $699 млн. До этого, в мае, население уже почти успокоилось. Сальдо интервенций в тот месяц составило лишь $216 млн. В принципе гипотезу о перетоке валюты в наличность это подтверждает.
Следует учесть, что НБУ от месяца к месяцу зажимает объемы интервенций, поскольку боится нарушить лимиты, выставленные МВФ. Впрочем, в начале августа один из целевых уровней — по чистым резервам — был пробит. Тем не менее НБУ в прошлом месяце еще продавал валюту.
На фоне новой волны девальвации банкиры вновь заговорили о неминуемом повышении процента проблемной задолженности в банках. Впрочем, сейчас эту гипотезу обсуждать рано. «Пока что на качестве кредитов это не отразилось. Обычно оплата длится до 15 числа каждого месяца. Поэтому будем знать ситуацию с проблемной задолженностью лишь во второй половине сентября», — подчеркнул зампред одного из банков.
Сергей ЛЯМЕЦ