Совет национального банка Украины отменил принятое правлением днем ранее решение о ревальвации гривны. Украинскую валюту хотели повысить в цене на 20 копеек по отношению к доллару с целью хоть как-то сдержать инфляцию, устремившуюся в начале 2008 года в небеса. Руководители Нацбанка пришли к логичному выводу, что выгода от ревальвации не компенсирует возможных потерь и не решит инфляционную проблему.
В отличие от России, где Центробанк ежедневно устанавливает курс доллара и евро по отношению к рублю в зависимости от результатов утренних биржевых торгов, Украина практикует жесткую фиксацию стоимости своей валюты к американской. Вызвано это прежде всего менее устойчивым положением гривны, курс которой подвержен серьезным перепадам. В России такая система существовала прежде, но в начале 2000-х годов из-за укрепления финансового положения страны была отменена.
Стоит заметить, что реально гривна стоит существенно выше своего номинала. Если рассчитывать стоимость валюты республики по паритету покупательной способности (ППС), то курс вырастет, по разным оценкам, на 40-70 процентов. Другое дело, что приведение номинальной стоимости валют к реальной используется редко — развивающиеся страны предпочитают держать курс несколько заниженным.
В первый раз ревальвацию Украина провела весной 2005 года, когда Национальный банк Украины (НБУ) повысил курс гривны сразу на 25 копеек. Реакцию это вызвало противоречивую, поскольку сбережения граждан в иностранной валюте после данного шага сильно обесценились. Тем не менее, установленный тогда курс продержался целых три года.
Сейчас ситуация вновь изменилась. Прежде всего, стремительными темпами разгоняется инфляция. В прошлом году индекс потребительских цен составил 11,3 процента. Ничего трагического, в России рост был еще больше. Однако сейчас темпы роста цен зашкаливают. По итогам первого квартала 2008 года им совсем лишь немного не хватило для перекрытия результата за весь 2007-й — 9,3 процента. Даже на фоне не блестящих результатов по инфляции в России цифры впечатляют. Если так будет продолжаться и дальше, то за год цены могут вырасти более чем на 30 процентов. Для Украины это будет возвращением в первую половину девяностых, в эпоху купонов-карбованцев, которые ощутимо дешевели буквально с каждым днем.
Для того чтобы как-то приостановить взлет цен на потребительском рынке, правительство и НБУ решили во второй раз ревальвировать гривну. Сейчас фактический курс на межбанковском рынке составляет 4,77 гривны за доллар. Новый официальный курс установлен чуть ниже — 4,85.
Практическую же возможность ревальвации предоставил положительный торговый баланс в начале 2008 года. Экспорт значительно превысил импорт и благодаря этому золотовалютные резервы Украины выросли на 868 миллионов долларов.
Механизм решения инфляционной проблемы прост: более дорогая гривна существенно удешевляет импорт и делает куда менее прибыльным экспорт. Предложение таким образом увеличивается и снижает темпы роста цен. Таким образом, повышение курса национальной валюты на 4-5 процентов должно снизить инфляцию на один процент.
Но это — в теории. На практике же подобные схемы не всегда работают успешно. Дело в том, что импортеры вполне могут проигнорировать снижение издержек, сохранив цены на продукцию прежними. А вот неприятные последствия в виде ухудшения платежного баланса, урона национальному производителю и усиление на рынке импортных товаров — обеспечены с высокой вероятностью.
Эти доводы были приняты во внимание высшим руководством Украины. Так, например, первый заместитель главы Секретариата Президента Александр Шлапак заявил в интервью агентству УНИАН, что ничего хорошего понижение курса национальной валюты не даст. «Сегодня бороться с инфляцией путем охлаждения экономики будет ошибкой. У нас нет перегрева экономики, а есть нехватка внутреннего предложения… Надо было поддерживать валютный коридор, который был обещан в Основных принципах денежно-кредитной системы, принятых в прошлом году», — сказал он.
Действительно, попытка таким образом снизить инфляцию может выразиться в первую очередь в падении темпов роста экономики. При этом, по словам Шлапака, 50 процентов импорта на Украину идет из ЕС, и он не дешевеет. Что-то подобное уже произошло в 2005 году при первой ревальвации. Эффект на цены был крайне кратковременный, тогда как замедление темпов роста отмечалось весь год. В общем, налицо как раз тот классический случай, когда от действия «польза возможна, а вред очевиден». Так что отмена Советом Нацбанка принятого правлением решения выглядит вполне разумной.
Ряд членов Совета выражает интересы непосредственно президента Виктора Ющенко. Не зря он не далее как 18 мая заменил в составе этого органа Геннадия Шемшученко на «своего человека» — депутата от «Нашей Украины» Владимира Поляченко. Поэтому ничего удивительного нет в том, что Совет выполнил волю руководителей государства.
Отметим, что в России предложения ревальвировать рубль также возникают с определенной периодичностью. В том числе и из-за рубежа — в конце 2006 года к этому российское правительство призывал МВФ. В целом ситуация в России несколько иная, нежели на Украине — финансовое положение в стране более устойчивое, и некоторое снижение солидного платежного баланса большого вреда не нанесет. Но вот реальная экономика, за исключением сырьевого сектора, будет не в лучшей форме, так как дорогая национальная валюта сделает производство малорентабельным.