Национальный банк Украины (НБУ) установил на 23 мая официальный курс гривны на уровне 4,85 грн./, несмотря на требование Совета НБУ возвратить его в пределы утвержденного ранее прогнозного коридора курса на 2008 год — 4,95-5,25 грн./. То есть НБК попросту послал этот самый Совет… далеко. И тогда началось самое интересное….
Возмущенная Верховная Рада Украины приняла решение о приглашении в сессионный зал председателя Национального банка Украины и членов Кабинета министров для заслушивания отчета на предмет выполнения основ кредитной политики и осуществления курсовой политики в 2008 г. Мол, а подать сюда Ляпкина-Тяпкина!
Пока же «Ляпкина-Тяпкина» ждали, представители парламентских фракций организовали божбу. Дескать, зуб даем, не мы курс похоронили и в потерях избирателей наших совершенно, то есть абсолютно неповинны. И ладно бы об этом говорили представители фракции ПР или, там, КПУ. Эти и вчера еще в лице Колесникова, Азарова, Клюева и Симоненко громили курсовые игрища Нацбанка. Но ведь и правительственный БЮТ скроил удивленное донельзя лицо. «Наша фракция категорически не согласна с позицией НБУ относительно курсовой политики», — заявил председатель фракции БЮТ Иван Кириленко. И тут же сообщил, что правительство не имеет никакого отношения к политике НБУ, и это предусмотрено как законом о банковской деятельности, так и законом о Кабинете министров. Поэтому, по его словам, фракция БЮТ поддерживает требование заслушать отчет НБУ по этому поводу. «Мы знаем, что курс вернется к предыдущему значению, но на этой спекуляции обязательно кто-то заработает», — сказал И.Кириленко.
Интересно, кто бы это мог быть? Как тут не вспомнить первое заявление Бориса Колесникова по падению доллара. «НБУ оказался под влиянием Кабмина, — сказал он, — который таким образом пытается снизить стоимость импортируемых товаров и усмирить инфляцию. Но это афера, ведь реально товары могут подешеветь лишь на 2-3%, зато ревальвация погубит экспорт». А, например, другой нардеп из Партии регионов, Ярослав Сухой, и сегодня отметил, что именно премьер-министр Украины Юлия Тимошенко дала указание НБУ по ревальвации гривны.
«Ах, так?!, — ответили в Кабмине. — Так вот фиг вам!» И Кабинет министров Украины заявил, что не намерен отчитываться в Верховной Раде относительно курса доллара. Как отметили в правительстве, «Кабинет министров не обязан отчитываться перед Верховной Радой относительно вопросов курсовой политики». И все… А кто обязан?
А обязан глава Национального банка Владимир Стельмах. Но и он сказал, что вообще-то «Курс должно устанавливать независимое учреждение — Национальный банк Украины… В основе официального курса должна быть цена рыночная». Все остальное, получается, от Лукавого. И потери населения, и потери экспортеров. Ну, не дело это Нацбанка — экономикой заниматься. Пусть, вона, Кабмин занимается.
Итак, не дело Кабмина заниматься курсом, не дело Нацбанка заниматься экономикой, не дело парламента заниматься ими обоими, не дело Президента вообще делать что-то реальное, кроме как подписывать указы о переименовании улиц, награждении шухевичей и снесении памятников «тоталитаризма»…
Между тем, как отметила глава парламентского Комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталья Королевская, кроме основного удара, который пришелся на население, укрепление гривны ударит по украинским экспортерам — около 9 млрд. грн. По ее оценкам, металлурги ориентировочно потеряют более 4,2 млрд. грн, химическая промышленность — порядка 970 млн. грн. В частности, потери госбюджета составят около 2,7 млрд. грн, инвестиций — до 2 млрд. грн.
Получается, что за все должны расплачиваться население и экономика, до которых никому нет дела? Получается. И, наверно, это правильно, если вспомнить старую поговорку о том, что всякий народ имеет ту власть, которая имеет его.