Инфляция волнует домохозяек – пошли на базар, а там все подорожало. Вкладчики банков, бизнес, наемные работники спокойны, хотя цены мая 2008 к 2007 выросли на 30%, таких доходов банки не дают, договора убыточны, рост зарплат не повышает дохода. Реакция Кабмина прямолинейна-запретить повышать цены. Они не слушаются. Про реформы речь не идет.
Вина за инфляцию, безусловно, лежит на Правительстве Януковича. Причины инфляции накапливались, Правительство на них не реагировало или реагировало странно. Новое Правительство получило проблемы с инфляцией в наследство. Но что оно с этим наследством сделало? Приумножило.
Относясь критически к выплатам 1000гр вкладчикам Сбербанка, могу только подтвердить – не в них причина инфляции. Если бы выплата началась где-нибудь в мае, после выполнения серьезных антиинфляционных мер, экономика ее бы вовсе не заметила.
Просто намеченные в бюджете 6млрд.гр. на выплаты 1000гр заканчиваются, а деньги не получили и половина вкладчиков. Дополнительные средства от приватизации в бюджете намечалось использовать не на выплату наличных, а оплату товаров длительного пользования за счет вкладов в Сбербанке. 6млрд.гр для выплаты 1000 были заложены в бюджете ошибочно и это Правительство должно признать, если оно честное. Во время выборов, когда Тимошенко пообещала вернуть все вклады, С.Терехин сказал, что там нет 123млрд.гр, там не больше 25. Видимо, на основе советов таких специалистов, и заложили в бюджет мало средств.
Однако, инфляция тут ни причем. С инфляцией Правительство не делало ничего до середины февраля, в результате она стала слишком большей. В середине февраля начались антиинфляционные меры. Сначала стандартные – ограничили банковские активные операции, ужесточатьрезервирование. Это уменьшило кредиты банков. Однако, не ро потребительские, как хотело ПравительствоЮ а промышленности. Прекратили поддержку доллара. Эти меры надо было начинать раньше, однако, вводить их стали слишком резво. У банков ухудшилась ликвидность, а инфляция не уменьшалась. Ведь ограничили деньги в банках. А деньги вне банков продолжали вращаться без проблем. Тогда взялись за цены. Правительство использовало все средства, которые применялись Януковичем и которые, в те времена, БЮТ критиковало.
Реакция на рост цен оказывается прямолинейной – цены растут, мы им приказываем остановиться. Почему же они не слушаются?
Ограничение торговых наценок, запрет вывоза зерна и, дополнительно, подсолнечного масла, договоры с торговцами и производителями, декларирование повышения цен. Все это ничего не дало при Януковиче (и в те времена, например, Пинзеник, ясно и доступно объяснял, почему не дает), ничего не дает и при новом Правительстве. Но вреда приносит немало. При СССР за ценами следил огромный аппарат, вклчая КГБ и ОБЪСС. Как можно следить за ценами без него? Вам не выгодно по таким ценам производить, Вы производите другое. на что цены не ограничивают. Результат получается противоположный.
Запрет на экспорт зерна не понизил цен, в стране скопился избыток зерна. В то же время, наиболее высокие цены на мировом рынке были в феврале, когда украинские производители вывозить его не могли. Сейчас же, когда началась уборка нового урожая, цены упали и за украинское зерно дают значительно меньше, чем можно было бы ролучить. С подсолнечным маслом ситуация совсем плохая. 80% масла идет на экспорт. Квоты были распределены так, что 60% получила кампания Кернел, которую связывают с депутатом от БЮТ Веревским. Она не имеет столько масла, поэтому пытается теперь торговать своей квотой. Уже 15масложировых заводов остановились, т.к. им некуда сбывать масло. Проблема в том, что Правительство в Украине давно не финансирует полевые работы. Их финансируют зернотрейдеры, маслозаводы, заранее договариваясь с крестьянами о продаже им будущего урожая. Нет возможности экспорта – нет финансирования крестьян. На следующий год это сказывается на урожае. Правительство Януковича ограничило экспорт зерна осенью 2006г., и в 2007г. был слабый урожай. У крестьян не было средств для выполнения всех операций, а погода не компенсировала плохую подготовку. Крестьяне находят иной выход – засаживают поля рапсом и продают его за рубеж, где цена на него растет. Ограничений для экспорта рапса нет, а в Украине производство биотоплива не развито, биозаправок нет. Хорошо ли это для страны? Результат – в Украине рапсом и прочими техническими культурами засажено уже 20% площадей. Как это скажется на инфляции уже осенью?
Всякое безосновательное ограничение разбалансирует рынок, ведет к накоплению средств и, тем самым, усиливает инфляцию. Из продажи исчезает тот товар, на который ограничивают цену или доход, а это обычно дешевый товар, потребляемый низкооплачиваемыми людьми.
Зато чиновник получает еще один рычаг давления на производителя.
Посмотрим на другое ограничение – прибыли от производства социальных видов продуктов. В результате в стране 75% продукции хлебозаводов – социальный хлеб. А в мае Кабмин добавил к перечню социального хлеба батоны. Хлебозаводы показывают отрицательную рентабельность. Целая отрасль выводится из рыночного регулирования. Чиновники вооружились инструкциями по расчету себестоимости и контролируют ценообразование. А цена хлеба все равно растет. И зависимость экономики от чиновников также растет.
Интересны причины включения батонов в перечень социальных сортов. Батоны входят в перечень продуктов, по которым считается индекс потребительских цен. Ограничивая цены на батоны, Правительство искусственно подгоняет показатель, как это делали советские плановики.
Договоры Правительства с производителями и продавцами. Ни один договор, заключенный Правительством Януковича, не привел ни к какому результату. То же самое происходит и с новым Правительством. Был договор с владельцами торговых сетей о не повышении цен. Цены растут, как и росли. Был договор с производителями мясной продукции. И на нее цены также растут. Почему экономисты из БЮТ понимали бессмысленность этих договоров в 2007г., но занимаются ими сейчас?
Фирменным способом борьбы с инфляцией Правительства Тимошенко является завоз импортной продукции без уплаты таможенных пошлин. То, что это делается в обход законов методами, которыми обычно пользуются бизнесмены, чтобы не платить в бюджет, недопустимо. Сам факт таких действий можно обсуждать. Но если в прошлом году эти люди критиковали наличие свободных экономических зон, через которые завозится мясо без уплаты пошлин, зачем же теперь они сами создают такую зону из Госрезерва и близких его руководству фирм? Можно раз завезти мясо в страну и попытаться таким образом сбить цены. А что будет дальше? Поголовье скота падает каждый год. Производство мяса внутри страны также не растет. Посевные площади под кормовые культуры уменьшаются за счет технических культур. Мы постоянно будем теперь покупать мясо заграницей без уплаты пошлин?
Нельзя не вспомнить про валютное регулирование. Доллар во всем мире падает. Логично, чтобы он падал и у нас. Но медленно и постепенно. Если бы он начал потихоньку снижаться с осени 2007г., инфляция могла бы быть меньше. Но его опустили резко на 20коп. за ночь. Это пример того, как правильное в принципе мероприятие реализовали с ущербом для страны и людей. Снижали бы его на 1коп. ежедневно, в течение пары месяцев, люди и экономика успела бы приспособиться к новому курсу. Экспортеры бы закрыли часть старых договоров, а новые заключали бы под новый курс. Люди бы сориентировались. Ведь в жизни не бывает так, чтобы действие приносило только положительные результаты. В данном случае, вред нанесен не только держателям долларов, экспортерам, но и платежному балансу. Если металлурги и химики компенсируют рост гривни повышением цен, то машиностроителям это не удастся, там цены стабильные, а объяснить покупателю, что у нас Нацбанк с курсом играется, невозможно. У нас и так экспорт меньше импорта. Теперь еще станет меньше? Стоит подумать и о другом. В Украине инфляция до 30%, в США – до 4. Хорошо ли будет в результате роста курса гривни сейчас? Нормальные руководители стараются, чтобы вред уменьшить, а пользу – увеличить. Похоже, что Правительство поступает наоборот.
Интересна реакция окружения Премьера на повышение курса. Вице-премьер Немыря, министр финансов Пинзеник и сама Премьер одобрили укрепление гривни. Немыря накануне повышения курса выступал с призывом к НБУ повысить его как можно скорее. Депутаты-бизнесмены в составе БЮТ Бондарев, Жеваго, Королевская не согласны с повышением курса гривни. Но есть один пункт, в котором они сошлись – это осуждение Президента. Одни – за то, что не дает повышать, другие – за то, что заставляет. Короче, виноват. А в чем – неважно, потом разберемся.
Пытаясь решить бюджетные проблемы, Правительство издает Постанову від 14 травня 2008 р. N 461, которая разрешает размещать внешние государственные облигации. Именно за это в прошлом году Пинзеник осуждал Азарова. Как он правильно тогда говорил, в условиях роста инфляции следует занимать деньги на внутреннем рынке, а не на внешнем. Сейчас, став министром, г-н Пинзеник в точности повторяет то, за что в прошлом году критиковал. Что случилось за этот год? Почему министр финансов не выступает публично, ведь раньше он это делал постоянно? Рационально ответить на этот вопрос невозможно. Есть предположения, но лучше их не высказывать, чтобы не обидеть г-на Пинзеника.
На самом деле, чтобы размещать ценные бумаги на внутреннем рынке, надо дать правдивый прогноз инфляции и отвечать за него. У нас же действует бюджет с уровнем инфляции в 9%. И никто за него не отвечает. Можно было бы назвать это обманом, если бы кто-нибудь верил Правительству.
Какой же вывод? Нет сомнения, что наступающий летний период, сбор урожая собьет инфляцию. Но с осени все начнется сначала. Те методы, которые применило Правительство, не решают проблемы экономики, а, наоборот, усложняют их. Наша инфляция – от несбалансированности экономики, зарегулированности ее, слишком большого влияния государства. Как результат – отсутствие мотивации и возможностей для бизнеса. Разрешите продажу земли, урегулируйте права собственности, сделайте их регистрацию простой и надежной процедурой. Дайте возможность купить/арендовать землю, помещение. Уменьшите разрешительную документацию. Допустите частный бизнес в энергетику и инфраструктуру. И про инфляцию все забудут.
Все же делается наоборот. Каждый месяц появляется новый разрешительный документ. Новый сертификат, лицензия, разрешение, которые надо брать у чиновника. Усложняется процедура покупки/аренды. Ничего не делается для узаконения прав собственности. Частники изгоняются из тех сфер, куда они проникли ранее – аэропортов, морских портов, транспорта. Власть чиновников растет, их возможности дать/не дать, разрешить/не разрешить растут. Это, в конечном итоге, и приводит к росту цен и падению уровня жизни.