Не только бизнесу, но и рядовому потребителю присоединение к ВТО принесёт как плюсы, так и минусы. Чего больше, сказать затрудняются даже специалисты – всё зависит от того, как будет проходить адаптация Украины к новым торговым условиям. Вот как характеризует перспективы нардеп (заведующий отделом Института мировой экономики и международных отношений НАНУ) Алексей Плотников: сначала, конечно, будет много негатива, затем пойд ёт выравнивание, и только в долгосрочной перспективе, когда заработают все механизмы ВТО, можно будет рассчитывать на позитив. Причём это применимо как к гражданам, так и к стране в целом. Но об основных позитивных и негативных изменениях можно говорить уже сейчас.
Главный подарок, который несёт вступление в ВТО, – много товаров хороших и разных. Директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин считает, что после снятия импортных барьеров у потребителей появится более широкий выбор. К тому же, утверждает он, снизятся цены на некоторые группы товаров. «Автоматически цены не будут иметь тенденции к росту, ведь расширение импорта – это один из инструментов борьбы с инфляцией, – говорит г-н Юрчишин.
«Однозначно подешевеют мясо и колбасы, – убеждён Алексей Плотников – в Европе они в полтора-два раза дешевле. Причём произойдёт это уже в течение первого года после ратификации документов, касающихся ВТО, – как только на украинский рынок придут первые иностранные поставщики и собьют цены». Фрукты и овощи тоже станут доступнее. Но не все. В первую очередь снизятся цены на экзотические фрукты и свежие овощи в зимний период.
Одежда и обувь, предполагают эксперты, станет разнообразнее и дешевле, ведь зайти в Украину смогут многие европейские марки недорогой одежды. Но при этом ожидать удешевления вещей от дорогих брендов не стоит – их цена формируется совсем по иным, не зависящим от Всемирной торговой организации принципам.
Импортные спиртные напитки тоже подешевеют, но не сразу, а постепенно, до 2011 года, когда Украина полностью отменит ввозные пошлины на крепкий алкоголь. В основном удешевление коснётся коньяка, бренди, виски, рома, водки, джина, текилы и ликёров, но начало ценового обвала украинцы могут почувствовать сразу после ратификации документов по ВТО, когда ввозные пошлины будут существенно снижены.
Бытовая техника и электроника тоже могут подешеветь, правда, незначительно. Европейские цены на известные торговые марки, массово представленные на украинском рынке, не намного ниже наших, но новые бренды, распространённые в Европе, могут сбить цены. Этому также поспособствует приход новых торговых сетей.
А вот автомобили, если и подешевеют, то не ранее 2009-го – именно с начала этого года ввозная пошлина на иностранные машины должна уменьшиться с 25 до 10%. Это даёт основания некоторым экспертам и представителям компаний-импортёров утверждать, что цены на импортные автомобили могут снизиться на 5–10%. Но большинство экспертов и представителей украинского автопрома этот оптимизм не разделяют. Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко убеждён, что цены на импортные мировые бренды не изменятся. По его мнению, крупные автомобильные корпорации внимательно отслеживают ситуацию с тарифами и не дадут импортёрам заработать больше – зная о снижении ставок, они попросту пересмотрят отпускные цены, и стоимость останется прежней. Более того, он прогнозирует повышение цен на автомобили основного сегмента, где царствует российский автопром. Дело в том, что сейчас российские автомобили пользуются льготами на украинском рынке, но после вступления в ВТО наша страна обязана будет обеспечить равные условия, а значит, отменить эти льготы. В итоге недорогие российские модели станут дороже, а вслед за ними и украинские производители, которые занижали ценовую планку перед российской продукцией, смогут повысить рентабельность своего товара.
Надежды на то, что подержанные автомобили из Европы станут дешевле, тоже вряд ли оправдаются. Хозяин компании «Автовыкуп» Андрей Вернов сообщил Фокусу, что при существующем в Украине бешеном спросе на машины никто не откажется от прибыли, даже государство. По его мнению, если где-то убавили, то, значит, где-то прибавят, и если снизили ввозные пошлины, то, скорее всего, повысят ставку отчислений в Пенсионный фонд, и цена даже старого автомобиля останется неизменной.
Дешёвые банковские кредиты, проанонсированные многими экспертами, в ближайшее время останутся мечтой. Надеяться на то, что придут филиалы мировых банков, не стоит. Василий Юрчишин подчёркивает: «Все, кто хотел сюда прийти, уже это сделали, и украинская банковская система сейчас достаточно интегрирована в международную. Те финансовые организации, которые ещё появятся, не смогут существенно повлиять ни на структуру банковских капиталов, ни на условия торговли кредитами». Эксперт считает, что снижение банковских ставок будет в первую очередь зависеть от стабильности макроэкономической среды. В этом году наблюдается бум кредитования, но ставки остаются высокими. Они имеют потенциал для снижения: если на Западе ставки по кредитам составляют от 3 до 7%, то у нас 12–14%. Но так как в цену кредита закладываются политические и инфляционные риски, то высокий процент будет сохраняться, пока не исчезнут эти опасности.
Напрасное ожидание. Хотя со вступлением в ВТО понизятся ввозные пошлины на автомобили, ждать обвала цен на них не стоит – при нынешнем спросе на машины никто не откажется от прибыли
Главный недостаток вступления Украины в ВТО, по единодушному мнению экспертов, заключается в увеличении безработицы: предприятия многих отраслей не смогут конкурировать на свободном рынке. По мнению Алексея Плотникова, в группу риска в первую очередь следует включить работников сельхозпроизводств – они, в отличие от европейских коллег, не защищены государственными дотациями для удешевления своей продукции. Кроме того, рискуют работники легпрома и пищевой промышленности. Тем не менее, считает президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило, у них есть шансы найти работу в других отраслях, которые начнут развиваться после вступления Украины в ВТО.
Оживится, например, сфера услуг и ресторанно?гостиничный бизнес. Но сколько предприятий закроется и какое количество людей останется без работы – точно сказать никто не может. А вот работники основных экспортных отраслей, которые уже завоевали своё место на мировых рынках, – металлурги, химики и производители аграрного сырья – могут чувствовать себя спокойно. Учитывая, что данные отрасли составляют 70% украинского экспорта, основной акцент будет делаться на их развитии, считает г-н Жалило.
Вал некачественной продукции – ещё одна угроза, которая ждёт нас в первое время. В первые годы членства в ВТО Украина рискует превратиться в свалку некачественной продукции. Дело в том, что Киев обязался не предъявлять требований к санитарно-гигиеническим и прочим нормам для ограничения импортной продукции. Это касается и сертификатов на торговлю продуктами. Все разрешительные документы импортёры станут оформлять в своих странах, а Украина обязана будет принимать их. Побороть это сможет только рынок, конкуренция и жёсткий правительственный контроль соответствия товаров их документам.
Впрочем, всё это может остаться на стадии прогнозов, если Верховная Рада не ратифицирует принятое решение до 4 июля. В частности, присоединению Украины к ВТО может помешать Партия регионов, лидер которой Виктор Янукович заявил, что ПР готова выступить против ратификации соглашения. Благовидный предлог уже найден: защита отечественных товаропроизводителей. По замыслу регионалов, правительство должно предложить план их защиты, после чего ПР подумает, поддерживать ратификацию или нет.
Если же всё пойдет по плану, то не за горами следующий шаг – создание зоны свободной торговли с ЕС. О намерении начать такие переговоры Юлия Тимошенко заявила во время своего визита в Брюссель. Правда, по мнению Ярослава Жалило, кардинальных изменений и это не принесёт – зона свободной торговли скорее лишь усилит все позитивные и негативные особенности членства в ВТО.