Главная » Банки » Банк, которому не повезло

Банк, которому не повезло

Но даже на столь пёстром фоне “Проминвестбанк” (ПИБ) выделяется особо. Его история начинается в 1922 году, когда в СССР был создан “Стройбанк” с отделениями во всех союзных республиках. В 1987 году на волне “перестройки” принимается закон о реорганизации банковской системы страны. Бывшие республиканские отделения “Промстройбанка”, “Сбербанка” и “Внешэкономбанка” стали самостоятельными структурными единицами.

После обретения Украиной независимости, на базе “Промстройбанка” создаётся 3 акционерных банка, между которыми его клиентуру разделили по спецфиализации: АПБ “Украина” получил агропромышленный комплекс, “Укрсоцбанк” – социально-культурную сферу, предприятия торговли и услуг, “ПИБ” достались счета всех промышленных предприятий. Это была огромная клиентура, в числе которой оказались ведущие предприятия топливно-энергетического и горно-металлургического комплексов, машиностроения, самолетостроения, агропромышленного комплекса и других передовых отраслей экономики страны. Самый лакомый кусочек, обеспечивший ему 60% активов банковской системы страны, достался даром.

В результате проведенной в 1992 году корпоратизации, “ПИБ” стал закрытым акционерным обществом. Учитывая эмиссионно-кредитную политику Украины в те годы, он имел огромные преимущества перед новыми коммерческими банками. Дотации, пополнявшие счета госпредприятий, соответственно “раздували” и баланс “ПИБ”, в котором они находились. Такая система рефинансирования помогала ему в период проведения очередной эмиссии получать дополнительные деньги на пополнение активов до того, как они успевали оказать свое влияние на индекс инфляции и обменный курс. Убытки от ранее невозвращённых кредитов при инфляции минимизировалась в общем балансе, будущая прибыль от постоянно растущих процентных ставок возрастала.

Сегодня “ПИБ” находится на 6 месте в стране по величине банковских активов. За 2007 год он получил почти 235 млн. гривен прибыли, а в I квартале 2008 года – почти 148,5 млн. гривен. Наиболее точно характеризует его деятельность слово “закрытость”. И дело тут не в том, что “ПИБ” стоит как бы особняком, категорически отказываясь, по “идейным соображениям”, входить в Ассоциацию украинских банков. Просто он благополучно игнорирует подачу обязательной отчётности в Нацбанк и Госкомиссию по ценным бумагам (ГКЦБФР). К проведению его аудиторских проверок не допускается ни одна из зарубежных аудиторских компаний. С такой секретностью резко контрастирует образ бессменного руководителя “ПИБ” – 70-летнего Владимира Павловича Матвиенко.

Этот человек, безусловно, талантливый, яркий, зачастую даже эпатажный. Его отец – Павел Васильевич – воевал под командованием С.Петлюры. В 1937 году был арестован как “враг народа”, сослан на Колыму и работал там бригадиром на золотодобывающем руднике. Владимир Павлович окончил финансово-экономический институт, затем его аспирантуру. Карьеру начал кредитным инспектором в Донецкой области. К 1982 году дослужился до управляющего Украинской республиканской конторой “Стройбанка” СССР, а во времена “перестройки” руководил украинским “Промстройбанком”. В.Матвиенко – первый глава Нацбанка независимой Украины, хотя занимал этот пост недолго (до марта 1992 года). Тем не менее, именно себя он считает инициатором создания гривни. Удостоен звания Героя Украины и множества государственных наград, возглавляет Партию национально-экономического развития Украины (ПНЭРУ), занимает 20-е место в списке самых богатых украинцев, владея только известными активами в 1,43 млрд. долларов, а также…пишет стихи, музыку и исполняет песни.

Вот с таким неординарным председателем Правления и очень не повезло банку. Уже давно “ПИБ” превратился, по сути дела, в безраздельную вотчину В.Матвиенко. Его руководство напоминает не “отцовскую опеку”, о которой так любят рассказывать в СМИ, а жёсткий тоталитарный контроль. Недаром сам глава банка однажды даже проговорился: “Для меня в мире существует только два мнения – моё и неправильное”. Искусственно же созданная им закрытость “ПИБ” позволяет заниматься преступлениями в финансовой сфере.

Самый яркий тому пример – кража 4,2 млн. долларов у “Энергоатома”. Предварительно сговорившись с колегами из Молдовы, “ПИБ” подал иск против этого государственного предприятия для востребования указанной выше суммы, якобы пропавшей с его корсчёта в одном из молдавских банков. Так и не установив вины “Энергоатома”, судья удовлетворил предьявленные требования в полном обьёме, хотя всем отлично известно, что на корсчёте в банке находятся деньги самого банка, и он не несёт ответственности по обязательствам своего клиента. Похищенные В.Матвиенко у государства деньги перекочевали на счета принадлежащей ему офф-шорной компании “Remington Wordwide Ltd.”, зарегистрированной в Гибралтаре.

Огромный резонанс в начале 2006 года вызвало решение о переводе обслуживания всего оптового рынка электроэнергии (госпредприятие “Энергорынок”), объем которого превышает 5 млрд. долларов, из вотчины В.Матвиенко в государственный “Сбербанк”. Ранее в “ПИБ” было открыто более тысячи счетов предприятий-поставщиков электроэнергии (облэнерго и их структурных подразделений). По действующему законодательству к деньгам, поступающим на эти счета, не могут прикасаться ни сами компании, ни банк. Тем не менее, по личному распоряжению В.Матвиенко со сч ёта “Энергорынка” было списано 20,9 млн. гривен на счёт Ровенской областной налоговой администрации. Оказалось, что в тот момент у Государственной налоговой администрации были многомиллионные претензии также и к “ПИБ”. Вот и решил глава банка пойти на сделку в духе американского правосудия – “сдать” своего клиента и “коллегу по несчастью”, получив взамен свободу от налогового преследования.

В 2006 году за счёт средств “ПИБ” был создан банк “Национальный кредит”, которым руководит сын В.Матвиенко – Павел. Снова по личному распоряжению Матвиенко-старшего порядка 20 отделений “ПИБ” бесплатно передали на баланс “Национального кредита”. Также отец регулярно предоставляет сыну долгосрочные межбанковские кредиты с нулевой процентной ставкой. На деньги “ПИБ” осуществляется и политическая деятельность В.Матвиенко. В нарушение Закона Украины “О политических партиях” банк стал основателем ПНЭРУ и остаётся едва ли не единственным её спонсором. Вообще же партия эта, возглавляет которую, кстати, Матвиенко-сын, является довольно виртуальной – широко о ней не известно, зато она регулярно участвует в выборах в Верховный Совет и регулярно не набирает даже нескольких десятых процента голосов. Примечательна же ПНЭРУ тем, что в своей программе предлагает огласить амнистию всем обвинённым в экономических преступлениях, заменив тюремное заключение возмещением причиненных убытков, а заодно предлагает предоставить трудовым коллективам право брать на поруки злоумышленников.

Такая деятельность банкира вкупе с бесконтрольным кредитованием за взятки экономически безнадёжных проектов и отсутствием внятной депозитной политики привела к тому, что за минувший год активы самого В.Матвиенко “усохли” на 520 млн. долларов. Но ведь “ПИБ” является акционерным обществом, насчитывающим свыше 10 тысяч акционеров. Вот они-то, в первую очередь, и страдают от самоуправства главы банка. В.Матвиенко лично контролирует все операции с акциями, регистратор и хранитель акций находятся в банке, акционеры не имеют на руках сертификаты акций, выпущенные в документальной форме, что является грубым нарушением законодательства, да и реальный состав акционеров банка тщательно скрывается. В общем, Владимир Павлович полностью игнорирует сам факт наличия огромного числа акционеров.

Собрания акционеров “ПИБ” вообще отдельная тема. 24 апреля 2008 года в санаторном комплексе “Башта” в Конча-Заспе как раз состоялось такое собрание, оказавшееся знаковым и вызвавшее крупный скандал. Многих акционеров охрана просто не пустила в помещение, где проходило собрание. Не были допущены и представители ГКЦБФР, которые имеют законодательное право присутствовать на любых собраниях акционеров, журналисты и даже наряд милиции. Это происходит уже не первый раз. Руководство банка всегда находит повод, чтобы ограничить доступ на собрания, где принимаются стратегически важные решения. Методы самые разные: от проведения собраний в труднодоступных местах и отказа от рассылки персональных приглашений до банального недопуска к участию в собрании.

Делается это для того, чтобы В.Матвиенко смог сконцентрировать в своих руках как можно больше акций “ПИБ”, после чего спокойно продать банк. За столь инвестиционно привлекательное финансовое учереждение можно выручить до 2 млрд. долларов. В Устав ЗАО “ПИБ” была внесена норма о том, что его акции можно продать только по номиналу и только акционерам. Вот Владимир Павлович и старается, “нагибая” рядовых акционеров. Официально скупкой акций занимается специально созданный для этого “Брокерский дом “Украина 2000””. А неофициально вовсю продолжается неприкрытое давление и шантаж акционеров, которых сначала насильственно “загоняли в колхоз” (изначально их было почти 285 тыс. человек), а теперь стараются от них избавиться. Например, акционеров–работников банка, не желающих расставаться с ациями, В.Матвиенко попросту пообещал уволить. Кроме того, акции отбирают по решениям купленных судов на основании поданных надуманных исков.

Недавно глава “ПИБ” решил прибегнуть к старой и проверенной рейдерской схеме – провести ничем не обоснованную дополнительную эмиссию акций, сразу увеличив уставной фонд в 3,1 раза, после чего выкупить их. Собрание акционеров, которое должно “благословить” эту задумку В.Матвиенко, назначено на 30 июня. Место проведения – пгт.Бортничи – как обычно, подальше от города. В этот день могут пройти массовые акции протестов, так как мало кто из акционеров надеется попасть или быть допущенным на собрание. 19 июня несколько сотен акционеров “ПИБ” уже провели митинг под стенами Генпрокуратуры и Нацбанка, стремясь привлечь внимание государственных органов к проблемам вокруг банка.

Банковская система Украины достаточно прозрачна в вопросах корпоративных отношений и отчётности, на чём, собственно, и строится доверие населения к банкам. Очень большая беда, что “ПИБ” возглавляет такой финансовый аферист, пусть и талантливый. А вот Нацбанку, ГКЦБФР и правоохранительным органам нужно, со своей стороны, активно вмешаться в сложившуюся ситуацию, пока В.Матвиенко не продал “ПИБ” иностранцам и не уехал на ПМЖ на Сейшельские острова, один из которых он уже предусмотрительно приобрёл. На деньги столь нелюбимых им акционеров.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Никакой ускоренной процедуры по вступлению Украины в ЕС не будет

Об этом заявил министр-делегат по европейским делам при Министерстве иностранных дел Франции Клеман Бон в ...