Российский парламент не совсем доволен политикой, проводимой Центральным банком страны. По итогам обсуждения Госдума все же утвердила годовой отчет ЦБ РФ за 2007 год, однако депутаты высказали главе этого ведомства Сергею Игнатьеву целый ряд претензий.
Одним из главных пунктов обсуждения стала борьба с инфляцией, которая, по словам парламентариев, ведется недостаточно активно. Неспособность Центробанка удержать инфляцию в заявленных ранее пределах (6-7,5% в год) Игнатьев объяснил мощным притоком частного капитала в страну и ростом цен на мировых рынках на отдельные виды продовольствия, прежде всего, на зерно, молочные продукты и подсолнечное масло. «По сравнению с 2006 годом инфляция выросла в 2007 году с 9% до 11,9%», — напомнил глава Центробанка.
Вместе с тем первый зампред думского комитета по экономической политике Владимир Головнев заявил, что, по его мнению, причина инфляции во многом кроется в «недостаточно активной политике Банка России по развитию российской банковской системы, укреплению ее ресурсной базы и созданию условий для долгосрочного кредитования».
Глава думского комитета по финансовому рынку Владислав Резник обратил внимание на существующую реальную угрозу стабильности российской банковской системы и вероятность ее попадания в зависимость от зарубежных кредиторов. По его данным, российские банки увеличили свои долговые обязательства перед нерезидентами на 62,5 млрд долларов США, и их объем вырос в 2007 году до 163,7 млрд долларов. Совокупный внешний долг всех секторов экономики увеличился до 459,6 млрд долларов и составил в 2007 году 35,5% по отношению к ВВП. «Это притом, что мы на 90% закрыли долги СССР, а госдолг сократился до 34 млрд рублей», — отметил депутат, зампред думского комитета по бюджету Геннадий Кулик. Он также подверг критике кредитную политику российских банков, отметив, что при ставке в 18,6% по годовым кредитам лишь предприятия с рентабельностью хотя бы в 20% могут позволить себе долгосрочное кредитование. В результате почти 50% выданных кредитов носят краткосрочный характер, а занимает в основном сырьевой сектор экономики. В то же время на Западе 52% всех кредитов выдаются на 5-летний срок, у нас же таких — не более 4%, отметил Кулик.
Депутаты высказали ряд
серьезных претензий к работе ЦБ РФ
Руководителю Центрального Банка было также указано на резкое падение прибыли ЦБ, которая в минувшем году уменьшилась по сравнению с 2006 годом на 15 млрд рублей, то есть почти на 40%. «У вас денег больше, а прибыль меньше? Наши резервы возросли с 300 до 500 млрд, а прибыль Центробанка на 40% уменьшилась. Это абсурд. Как вы работаете, если ваш продукт — деньги, а прибыль ваша меньше? Это дети должны понимать», — констатировал лидер ЛДПР Владимир Жириновский. По словам лидера либерал-демократов, причиной неэффективной работы ЦБ РФ являются обязательства по поддержанию американской экономики. По его словам, Китай при значительных валютных резервах, объем которых составляет порядка 1,5 трлн долларов, через уполномоченные им банки эти деньги направляет в свою экономику. «А вы (Центробанк. — Прим. КМ.RU) куда направили? В низкодоходные иностранные бумаги положили, хотя своей экономике не хватает денег. Выбран самый худший вариант. Двойку только можно ставить за такую работу », — констатировал лидер ЛДПР.
«Не надо никакой революции, никакого захвата власти. Нужно взять только Банк — и всё: деньги ежедневно утекают из страны главному врагу, и улыбающийся Буш бегает по всему миру и ведет переговоры. Он знает, что Россия компенсирует все его потери», — заключил Жириновский.
Сергей Игнатьев, в свою очередь, объяснил резкое падение прибыли ЦБ укреплением курса рубля по отношению к доллару. Он, правда, так и не смог ответить на вполне резонный вопрос — почему тогда средства ЦБ не были оперативно переведены в другие валюты.
Представитель КПРФ Сергей Обухов обвинил руководство Центробанка в том, что оно, по сообщению Счетной палаты, аккумулировало 32 млрд рублей, полученных от денежной эмиссии на отдельном счете, и расходовал эти средства на дополнительное пенсионное обеспечение собственных сотрудников. По его словам, если эту сумму распределить между всеми пенсионерами, то можно было бы «на 10%еще дополнительно провести индексацию базовой ставки пенсии». Сергей Игнатьев все обвинения опроверг, заявив, что банк не допускал «никаких нарушений законодательства в этом отношении». По словам председателя ЦБ, у этого органа действительно есть своя пенсионная система, которая работает и соответствует закону «О Центральном банке».
Была затронута и тема размещения золотовалютных резервов РФ в якобы защищенные американским правительством две частные ипотечные компании США — «Фанни Мэй» и «Фредди Мак». Депутат-коммунист Николай Коломейцев в своем выступлении привел данные о том, что акции «Фанни Мэй» за прошлый год подешевели на 50%, а «Фредди Мак» — на 65%. «И они еще говорят, что проводится эффективная кредитно-денежная политика!» — высказался депутат в адрес российских монетарных властей.
Депутат заявил, что Центробанк дискредитирует свой работой первых лиц государства — президента РФ Дмитрия Медведева и председателя правительства РФ Владимира Путина, которые постоянно говорят о необходимости инновационного пути развития. «Вы что, подрываете авторитет своих руководителей, которые с утра до ночи долдонят об инновационной экономике, а вы не даете длинные кредиты? Необходимо сделать, чтобы провозглашаемая премьером и президентом РФ правильная политика об инновациях и инвестициях выполнялись бы с победой над инфляцией и ростом отечественного производства», — заявил представитель КПРФ.
В результате обсуждения 343 депутата поддержали проект постановления, в котором отмечается, что недостаточная последовательность Банка России по удержанию инфляции в заданных параметрах создает условия инфляционного ожидания всех субъектов хозяйственной деятельности. Следствием этого, отмечается в документе, становится замедление темпов роста сбережений и рост потребления населения.
Не секрет, что нынешняя финансово-кредитная политика ЦБ, в результате которой отечественные предприятия не могут получить долгосрочные кредиты, представляет потенциальную угрозу для страны и может поставить крест на инновационном пути развития России. Вот только пора, как кажется, уже переходить от констатации этого очевидного факта к решительным действиям. Иначе может быть поздно.