Политологи отмечают, что в настоящее время страна втянута в политический кризис, масштабы которого не знала история независимой Украины. Заполитизированность абсолютно всех процессов происходящих в стране (в том числе и экономических) настолько очевидна, что простым гражданам впору переходить с валерьянки на более сильные медикаменты. Галопирующая инфляция и курсовые колебания последних месяцев, весьма существенно облегчили кошельки более чем у 90% населения. А поскольку у ветвей украинской власти на данном этапе не прослеживается ни политическая воля, ни элементарный здравый смысл, не говоря уже о какой-нибудь толике профессионализма, ожидать кардинального изменения ситуации — попросту не приходится.
В конце прошлой недели правительство наконец-то сподобилось «слепить» проект изменений в Госбюджет на 2008-й год. Спор Кабмина и НБУ (при непосредственном участии Банковой) по поводу параметров заложенных в измененный бюджет свелся к весьма шаткому компромиссу.
Правительство несколько умерило свои аппетиты по дальнейшему увеличению финансирования социальных расходных статей, в обмен на что Нацбанк отказался от политики плавающего курса и зафиксировал до конца года так называемый «валютный коридор» на отметке 4,85 грн. за доллар, в котором предусмотрены отклонения в обе стороны на 4%. Однако, на этом многомесячная бюджетная эпопея наверняка не закончится в ближайшие дни, как того хотелось бы чиновникам Кабмина. События в ВР не оставляют надежд на то, что подготовленный правительством проект изменений в главный финансовый документ будут приняты парламентом. Политикум настолько углубился в поиск того самого «226-го парня», что до экономических выкладок независимых экспертов ему просто нет никакого дела.
Не секрет, что одной из главных причин возникновения спора между чиновниками правительства и Нацбанка была и остается инфляция, борьбу с которой Кабмин и НБУ пытаются вести согласно собственным представлениям. Увеличение с начала года в полтора раза социальных выплат привело к тому, что денежная масса, сконцентрированная на руках у населения, не была подкреплена адекватным количеством товаров произведенных отечественными предприятиями, будь-то продукты питания или «ширпотреб». В итоге мы все стали свидетелями ажиотажного спроса и, соответственно, роста цен на товары входящие в так называемую «потребительскую корзину».
По сути, получилось так, что правительство запрягло сани впереди лошади, ведь, по законам рыночной экономики, потребительский бум должен следовать за производственным, но никак не наоборот. Очевидно, что отечественные производители (демонстрирующие куда более скромные темпы роста, нежели рассчитывало правительство) попросту не поспевают удовлетворять растущий спрос. Тем самым делая все более зависимыми от импортной продукции наши торговые площадки. Это в свою очередь привело тому, что перепроданные банками простым украинцам внешние заимствования уходят за рубеж в виде оплаты импорта, минуя отечественные сектора экономики. А это, как утверждают аналитики, один из главных показателей надвигающегося коллапса.
Собственно, винить в создавшейся ситуации только лишь правительство Тимошенко было бы неправильным. Еще в прошлом году многие эксперты предупреждали, что украинский банковский сектор «перегрет» до предела. В 2007-м был зафиксирован пик в кредитовании населения (на 70 млрд.грн. в абсолютных цифрах или в два раза по сравнению с 2006-м годом), а банковские активы выросли в 1,7 раза, что стало рекордом за последние девять лет. Можно было бы только порадоваться за отечественный банковский сектор, если бы не несколько «Но».
Не секрет, что нехватку собственных средств для кредитования, наши банки всегда восполняли за счет привлечения денежной массы из-за рубежа, что вылилось в «антирекорд» украинской экономики, «задолжавшей» (по состоянию на декабрь прошлого года) внешним кредиторам $ 85 млрд., из которых $30 млрд. — долг банковских структур. Аналитики утверждают, что обслуживание такого колоссального долга приведет к тому, что финансовая система страны в конечном итоге будет не в состоянии осуществлять закупки «критического импорта» (в первую очередь энергоресурсов). Очевидно, что за этим последует настоящий экономический коллапс, так как стоимость национальной валюты (вследствие неудовлетворенного спроса со стороны населения, предприятий и банков на иностранную валюту) начнет падать и уже к концу осени вряд ли удержится «в коридоре» предложенном Нацбанком.
Также следует учесть, что украинские чиновники и финансисты оказались полностью неготовыми к внешним вызовам, в первую очередь к мировому кризису ликвидности, спровоцированному событиями на ипотечном рынке США. Неадекватность современным реалиям «политики проедания», которую вот уже который год демонстрирует украинская исполнительная власть, привела к тому, что международными агентствами кредитных рейтингов были снижены рейтинги нашей банковской системы. И теперь делать внешние заимствования украинским финансовым учреждениям стало намного сложнее и дороже. Разумеется, эти трудности банкиров будут переложены на плечи отечественного производителя.
По мнению большинства независимых экспертов, политика Нацбанка, ограничивающая выдачу кредитов для населения, запоздала как минимум на год и в сегодняшних реалиях вряд ли сможет существенным образом повлиять на сдерживание инфляции и предотвратить крах украинской финансовой системы. Проще говоря — страной пройдена точка не возврата. Украина проглотила столь жирный кусок, что переварить его будет не в состоянии. Поправить ситуацию можно было бы сбалансировав экспортно-импортную политику и минимизировав влияние внешних факторов на наш экспорт. Для этого достаточно было бы в начале года заложить в бюджет средства не на выплату обесцененных вкладов населения, а, скажем, на уменьшение процентных ставок по кредитам малому и среднему бизнесу, который смог бы своей продукцией «залатать дыры» в торговом балансе страны к концу года. Но, к сожалению, у нас получилось согласно формуле – «хотели как лучше, а вышло как всегда». Так что во второй половине года — жизнь станет значительно веселее.