В общем, трагическая картина — апокалипсис сегодня. А ведь еще весной американское правительство жизнерадостно утверждало, что последствия ипотечного кризиса, который обрушился на страну в прошлом году, почти преодолены. Сомневались, правда, старейшины финансового мира вроде Джорджа Сороса и Алана Гринспена. Это, мол, цветочки, а настоящий коллапс еще впереди. Сглазили. Теперь всем уже очевидно, что США переживают глубокий кризис, как экономический, так и политический. Неужели мы наблюдаем закат крупнейшей экономики мира?
Поначалу все непривычное кажется невозможным. Но ладно мы — в самой Америке уважаемые финансисты всерьез заговорили о том, что еще в этом веке США могут превратиться в страну «третьего мира». Идея кажется бредовой, особенно учитывая, что Штаты долго держали знамя крупнейшей мировой экономики. Но можно вспомнить, что человечество пережило закат не одной великой цивилизации.
Американский обыватель кризиса долго не замечал. На мысли о нездоровье экономики не наводили даже многочисленные вывески «Продается» перед сильно потерявшими в цене домами, стремительное падение доллара, списание миллиардных убытков банков и компаний. Наоборот, радовались многие, теперь можно приобрести недвижимость по дешевке, да и денег правительство подкинуло «на бедность».
Петух клюнул простого американца на прошлой неделе, когда стало известно о плачевном состоянии ипотечного банка IndyМac Bank, находящегося на грани банкротства. Полторы недели люди спасали средства из терпящего бедствие банка, который за это время лишился более миллиарда долларов. Властям пришлось заморозить активы, чтобы остановить «разграбление».
В понедельник обанкротившийся IndyMac снова открылся, но уже под новой вывеской — IndyMac Federal Bank, то есть получил статус государственного. Контроль над ним перешел к Федеральной корпорации страхования депозитов (FDIC), и у дверей опять толпятся вкладчики, желающие забрать деньги. Все не получат. В это время их более удачливые земляки побегут скупать на стремительно дешевеющие доллары хоть какие-то реальные ценности — машины, дома, антиквариат, в конце концов. Правда, все эти деньги все равно будут работать на другие экономики, так как импорт США давно превышает экспорт.
Фанни и Фредди больше не спешат на помощь
Но главное в том, что из карточного домика вынули нижнюю карту, поспешили «порадовать» общественность эксперты. На прошлой неделе обваливаться начали ценные бумаги двух крупнейших ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac. Поэтому аналитики уверены, что оба монстра заняли очередь в банкроты. Речь тут уже пойдет не просто о частном разорении, а о гибели национальных символов. Добрые Фредди и Фанни, как Чип и Дейл, приходили на помощь нескольким поколениям американцев, которые хотели реализовать свою американскую мечту — построить собственный дом. Пусть даже и в кредит. Проблемы ипотечных монстров ни на шутку испугали как инвесторов, так и общественность.
— Fannie и Freddie — не последние в цепочке проблем на финансовом рынке, — мрачно предрек финансовый гуру Джордж Сорос. — Думаю, можно ожидать нового витка кризиса. Текущий финансовый крах стал самым серьезным за несколько десятилетий. (Как в воду глядел Сорос. Вчера полку терпящих бедствие прибыло — ценные бумаги еще двух игроков ипотеки National City и Washington Mutual существенно потеряли в цене. — «Известия».)
Американские власти в спешном порядке бросились исправлять ситуацию. Ведь гибель Fannie Mae и Freddie Mac, которые контролируют более 40% рынка ипотеки в США, грозит по-настоящему губительными последствиями для экономики страны. Глава Федеральной резервной системы Бен Бернанке и министр финансов США Генри Полсон заявили, что агентства смогут получить дополнительное кредитование по линии Минфина, а также воспользоваться кредитом Федерального резервного банка Нью-Йорка. Согласны власти пойти и на выкуп дополнительного размещения акций. Казалось бы, все эти решения должны были успокоить рынок, но не тут-то было. Круг замкнулся.
Чтобы сейчас уже ни делали власти, инвесторов это не устраивает. Если правительство пойдет на выкуп акций, то это приведет к размыванию пакетов уже существующих акционеров. Если вложит деньги в оба «титаника», то увеличит, причем значительно, бюджетные расходы. Что, не сомневается Сорос, закончится дальнейшим падением американской валюты. Вопрос, куда ему падать дальше, повисает в воздухе. Вчера, например, пара евро-доллар опять обновила исторический максимум, достигнув в ходе торгов отметки в 1,6016. В России американская валюта тоже подверглась серьезной уценке, свалившись до 23,13 рубля.
Страна «третьего мира»?
Конечно, можно эмоционально и даже с неким злорадством заметить, ну и бог с ней, с этой Америкой. Пусть катится в тартарары. Только как бы самим не остаться погребенными под обломками этой великой империи. То, что США являются сильнейшей экономикой в мире, — утверждение на данный момент не бесспорное, но то, что мир стал заложником американского благосостояния, — несомненно. Конечно, Штаты опережают все страны по размеру ВВП ($13,84 трлн), зато и должны почти столько же — $12,25 трлн. То есть проедает страна больше, чем производит. Что бы вы сказали о состоятельности человека, который зарабатывает, скажем, 10 тысяч рублей, а тратит 19 тысяч, влезая в долги, разумеется? Хорошо живет, конечно, но сегодняшним днем.
И чем, собственно, обеспечены долговые обязательства Штатов? Просто гарантиями правительства. Представим, что оно объявило дефолт. Чем будут США расплачиваться с кредиторами? Долларами? Так американские деньги можно считать по сути просто «бумажками», которые явно не стоят столько, сколько за них дают. Печатать их власти Штатов могут практически без ограничений. С одной стороны, они ничем не обеспечены после отмены золотого стандарта (когда единственной формой мировых денег было золото), произошедшей, кстати, на фоне Великой депрессии. С другой стороны, от 50 до 75% (по разным оценкам) долларовых банкнот имеют хождение за пределами США, поэтому на инфляцию внутри страны влияния не оказывают.
Страны-кредиторы умереть Америке сейчас не дадут. Да и Европе, которая стонет от не в меру укрепившегося евро, слабый доллар невыгоден. Поможем, в беде не оставим. Но то, что выходить из активов в американской валюте нужно, пусть и медленно, — это несомненно. Как бесспорен и тот факт, что США утрачивают роль мирового экономического лидера, потому что лидер, который живет на средства ведомых, — это уже и не лидер вовсе, а пахан какой-то.
Кстати, самые умные люди в Штатах это уже понимают. Так, группа «толстосумов» из США (в их числе глава инвестиционной группы Blackstone Питер Питерсон и богатейший человек планеты Уоррен Баффет) задумали потратить кровно заработанные — на рекламные ролики для ведущих телеканалов. Цель — просветить обывателей относительно реальной ситуации в стране: что живет она не по средствам, система соцстраха на грани развала, а беспомощные власти увязли в борьбе за Белый дом и не в состоянии решить наболевшие проблемы. А долги ведь отдавать придется, причем уже будущим поколениям, которые, возможно, как считает Питерсон, будут жить уже в стране «третьего мира».
Разрушит ли кризис американскую экономику?
Главный редактор журнала «Профиль» Михаил Леонтьев:
— Проблема в колоссальной необеспеченной эмиссии, которая долго поглощалась мировым рынком. Теперь он ее поглощать больше не может, и она возвращается назад. В Америке разрыв между объемом пенсионных обязательств и средствами их погашения составляет 60 трлн долларов! Пенсионная система США пуста. В ней нет денег. Социальные фонды пусты. Их можно пополнить только чистой эмиссией. Естественно, что все игроки, действующие на рынке, стремятся выйти в другие активы. Сначала это была ипотека, а потом мы начали кричать: «Ах, ипотечный кризис!» Это все бред. Есть огромный кризис доверия к доллару.
Я только что разговаривал с господином Питерсоном, это экономический советник Никсона, миллионер. Так вот он сказал мне весьма интересную вещь: «Америка проела будущее двух поколений американцев. Если ничего не делать, то скоро США станет страной „третьего мира“, с догоняющей экономикой».
Сама система в Штатах — и политическая, и экономическая — отвергает лечение и для борьбы со сложившимся положением никаких средств не имеет. Финал будет ужасным. Это крах. А люди, которые продолжают вкладываться в американские активы, и мы в том числе, это безумцы. Хотя сейчас еще не все потеряно. Мы еще многое можем вернуть. Новая финансовая система, которую предлагает наш президент Дмитрий Медведев, — это единственное адекватное предложение. Но только этого никто делать не будет. Для этого Америка должна полностью капитулировать, а она этого сделать не сможет, даже если захочет.
Президент компании экспертного консультирования «Ниокон» Михаил Хазин:
— Проблема американского кризиса связана с тем, что начиная с 80-х годов США очень активно наращивали потребительский спрос за счет эмиссионной накачки. Но вместе с тем это рано или поздно должно было привести к всплеску инфляции. Этот момент настал сейчас.
Конечно, по официальным данным, рост потребительских цен в США зафиксирован на уровне 7%. Но с точки зрения реальности эта цифра доходит до 15%. В результате резко падает реальный спрос. А в Америке ВВП на 70% определяется потребительским спросом. Получается, что инфляция его обваливает, а значит, падает ВВП страны. Это — проявление рецессии. Мы (Россия) потеряли все, ведь мы купили их долгосрочные облигации. ЦБ этого не призна ёт и не признает. И США нам, конечно, все вернут лет через 15-20. Но что это будет с учетом 15% инфляции?
Бывший министр финансов России Александр Лившиц:
— Я сторонник того, что заканчивается не Америка, а очередная рецессия. Потом все стабилизируется, ставка рефинансирования будет понижена, дальше будет подъем, а потом снова рецессия. Это цикличный процесс.
Чтобы долларовую систему сохранить, США должны взять на себя обязательства по доллару. В противном случае надо собирать какую-то представительскую конференцию и начинать думать о мультивалютной системе. Но здесь нужно серьезно договариваться, прописывать какие-то нормы, условия и так далее.
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин:
— Люди, надеющиеся на кризис, который удалит Америку с мировой арены, зря тратят время. Этого не произойдет. Подобные кризисы уже не раз случались, а в саму экономику США встроены механизмы, которые ее оздоравливают.
Здесь мы имеем дело с узким рынком ипотечного кредитования. Те меры, которые предпринимаются в Америке, впечатляют. Пока четкой уверенности, что все разрешится благополучно, нет, но есть надежда. А само по себе опасение, что нынешний кризис способен подорвать всю финансовую систему Америки, — это несостоятельные суждения.
Другое дело, что выкарабкаться будет сложно, и в различных частях мира обязательно будет наблюдаться определенная реакция. Но то, что Соединенные Штаты выкарабкаются, — это очевидно.