Постепенное падение мировых фондовых индексов в середине сентября превратилось в настоящий обвал. Банкротство Lehman Brothers и предкризисное состояние многих финансовых организаций в США привели к тому, что инвесторы в срочном порядке стали выводить свои средства с фондовых бирж по всему миру – от Японии до Великобритании. Едва ли не больше всех пострадала от кризиса Россия, где фондовые индексы за неполные два дня потеряли более 15 процентов. Европа и Азия Волна массовых продаж акций на биржах началась не в США, хотя основные негативные новости пришли именно из этой страны. Дело в том, что о вероятном банкротстве Lehman Brothers стало известно, если считать по московскому времени, в ночь с воскресенья на понедельник. Уже через несколько часов открылись азиатские биржи, а вслед за ними – и европейские. Именно на них пришлась первая волна кризиса.
Ситуация осложнялась тем, что все ведущие азиатские торговые площадки – биржи в Гонконге, Китае, Японии и Южной Корее – были закрыты из-за праздника (в Китае он называется праздником середины весны, в Японии – днем почитания старших). Им пришлось реагировать на новости уже во вторник, 16 сентября. В этот день японский Nikkei упал почти на пять процентов, опустившись до трехлетнего минимума. В Сеуле обвал превысил шесть процентов, в Гонконге – пять с половиной процентов.
В Европе столь резкого падения удалось избежать – во многом благодаря тому, что снижение котировок растянулось на два дня. По итогам 15 сентября ведущие биржевые показатели Европы снизились на два-четыре процента, а утром 16 сентября к этому падению добавились еще процент-полтора.
Обвал котировок в Азии и Европе связан с банкротством Lehman Brothers как напрямую, так и косвенно. Во-первых, многие финансовые организации за пределами США вкладывались в активы американского инвестбанка. Во-вторых, игроки на бирже поняли, что после банкротства Lehman Brothers разорение может грозить едва ли не каждому инвестбанку, причем не только в США, но и в других развитых странах мира. За примером такой цепной реакции далеко ходить не надо: в 2007 году падение цен на недвижимость в США вызывало обвал этого сектора экономики и в Европе, причем больше всех пострадали именно развитые страны. США Торги на основных биржах в США 15 сентября начались довольно спокойно. Первый шок от банкротства Lehman Brothers у инвесторов прошел – тем более, что ожидали они этого события уже несколько дней, постепенно выводя свои активы из ценных бумаг банка.
Однако к середине торговой сессии падение ускорилось. По времени это совпало с объявлением рейтинговых агентств о резком понижении кредитного рейтинга компании AIG, крупнейшего страховщика в США. Теперь ему сложнее будет привлечь кредиты на рынке, без которых AIG грозит банкротство. Речь при этом идет о десятках миллиардов долларов заемных средств, поэтому вряд ли дело обойдется без вмешательства государства. Во всяком случае, в банкротстве AIG американские чиновники вряд ли заинтересованы, так как эта компания по общему объему активов еще больше, чем Lehman Brothers.
В итоге основной фондовый индекс США Dow Jones упал за день более чем на четыре процента, установив сразу два антирекорда. Во-первых, индекс закрылся ниже психологически важной отметки в 11 тысяч пунктов, а, во-вторых, пережил самое сильное дневное падение с сентября 2001 года, когда паника на рынке была связана с терактами в США.
Хуже всех на американском рынке торговались, естественно, акции финансовых организаций. Ценные бумаги Lehman Brothers упали больше чем на 90 процентов, снизив капитализацию четвертого по величине инвестбанка США до 144 миллионов долларов. Чтобы понять, как это мало, достаточно сказать, что за такие деньги сейчас не купишь ни один российский банк, который по местным меркам можно назвать хоть сколько-нибудь крупным.
Акции AIG рухнули за день на 60 процентов. Инвесторам, вкладывавшим средства в страховую компанию, не позавидуешь: акционеры AIG в одночасье оказались фактически разорены. Россия Кризис на мировых финансовых площадках не минул и развивающиеся рынки, в том числе и Россию. При этом положение инвесторов на отечественных биржах оказалось еще хуже, чем в других странах: банкротство Lehman Brothers пришлось на то время, когда упали цены на нефть, а зарубежные компании и фонды стали распродавать российские акции, пытаясь как можно скорее выйти из падающего рынка.
Только за первые две недели сентября РТС и ММВБ потеряли более 10 процентов, снижаясь практически каждую сессию. Новости от Lehman Brothers только ускорили падение. 15 сентября РТС и ММВБ к середине торговой сессии упали на семь-восемь процентов, однако к концу сессии выровнялись до шестипроцентного падения.
На следующий день ситуация повторилась, только падение оказалось еще более сильным. Во второй половине торговой сессии индекс ММВБ упал на десять процентов. При этом трейдеры не стали останавливаться на достигнутом, в течение следующих минут опустив индекс почти на 12 процентов.
Найти хоть сколько-нибудь объективные причины снижения стоимости российских компаний невозможно. Как, например, объяснять, что ценные бумаги энергетической ТГК-5, бесконечно далекой от инвестбанка Lehman Brothers, опустились более чем на 20 процентов. Или то, что акции Сбербанка и ВТБ, двух самых надежных российских банков, упали на 14 процентов?
Обычно в таких случаях торги на бирже приостанавливаются, чтобы трейдеры могли передохнуть, собраться с силами и подумать прежде, чем продавать акции. РТС и ММВБ пока торги не остановили.
Вполне вероятно, что в кризис на российском рынке скоро вмешается правительство. Во всяком случае, именно оно может обеспечить спрос на ряд ценных бумаг и, следовательно, поднять их стоимость. На такую же меру могут пойти и сами компании, выкупая собственные ценные бумаги. Других способов избежать дальнейшего обвала просто нет.