Главная » Банки » Антиинфляционная политика Украины: шок или терапия?

Антиинфляционная политика Украины: шок или терапия?

Сегодня кое-кому становится все труднее удерживаться от соблазна заработать несколько политических очков, озвучивая панические прогнозы или обвиняя политических оппонентов в раздувании инфляции.

Высокая инфляция — слишком опасное для благосостояния каждого человека явление, чтобы спекулировать на этой проблематике, усиливая инфляционные ожидания.

По моему глубокому убеждению, тема инфляции должна быть выведена за рамки политической конкуренции. Обуздание этого явления уже сегодня требует скоординированных действий ветвей и органов государственной власти, всех ответственных политиков.

Среди причин нынешнего ценового всплеска эксперты, представители средств массовой информации все чаще называют непродуманную правительственную политику денежных доходов населения, а также недостаточно активные ограничительные меры со стороны НБУ. По моему мнению, акцентирование общественного внимания на этих факторах необоснованно суживает предмет анализа, оставляет вне дискуссии системные причины инфляции, и таким образом делает невозможным определение адекватных мер антиинфляционной политики.

Непредвзятый, лишенный политической окраски анализ позволяет выделить три группы факторов, сделавших инфляционный всплеск 2007—2008 годов неизбежным. Объективные и субъективные факторы Первое. Общемировой тенденцией последних лет является резкое повышение цен на продовольствие и энергоносители. Индекс мировых цен на продовольствие, рассчитываемый инвестиционным банком Goldman Sachs, в 2006 году вырос на 26%, в 2007-м — на 41%, в связи с чем эксперты банка ввели термин «агфляция» (резкий рост цен на аграрную продукцию). Организация Объединенных Наций предупреждает об угрозе мировой стабильности из-за роста цен на продовольствие, который в ряде стран (Египте, Йемене, Боливии, Мозамбике, Сенегале, Индонезии, Гаити, Камеруне и других) уже привел к голодным бунтам и гибели людей.

Согласно выводу представителей ООН, уже в ближайшее время может стать реальностью мировой продовольственный кризис. Использование сельскохозяйственных земель под выращивание сырья для производства биотоплива, рост потребления в Китае и Индии сокращают ресурс продовольствия.

Для Украины повышение мировых цен на продовольствие имеет два основных последствия.

Рост стоимости импортируемой продовольственной продукции.

Статистические данные постоянно фиксируют опережающий, по сравнению с физическими объемами, рост стоимостных показателей импорта продовольствия. За январь—февраль с.г. импорт живых животных и продуктов животного происхождения, в стоимостном исчислении, возрос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 28,6% (в том числе молока и молочных продуктов — на 62,8%), продуктов растительного происхождения — на 52,7, жиров и масел животного или растительного происхождения — почти в 2,5 раза, готовых пищевых продуктов — на 37,3%.

«Вымывание» из внутреннего рынка продовольственной продукции отечественного производства.

За этот же период экспорт живых животных и продуктов растительного происхождения из-за того, что не созданы условия для реализации внутри страны, вырос в 2,2 раза, жиров и масел животного или растительного происхождения — почти в два раза, готовых пищевых продуктов — на 52%.

Из-за ценовых диспропорций между внутренним и мировым рынками в первом квартале 2008 года значительно повысились цены на некоторые виды продукции, прежде всего на фрукты (32,6%), овощи ( 32,5%), растительное масло ( 26,7%).

Разбалансирование внутреннего рынка продовольствия стало результатом неподготовленной либерализации внешней торговли в 2005 году, вследствие чего внутренние цены в Украине начали стремительно расти до уровня мировых.

Вступление Украины в ВТО в текущем году значительно ограничивает возможности применения защитных мер, которые бы позволили замедлить этот процесс, обеспечили бы определенный переходный период для адаптации субъектов хозяйствования. План мероприятий по нейтрализации возможных негативных последствий в связи со вступлением в ВТО и обеспечению повышения конкурентоспособности национальной экономики, утвержденный правительством в январе 2006 года во исполнение решения Совета национальной безопасности и обороны Украины от 20 мая 2005 года, остался на бумаге.

Рост мировых цен на горючее, который украинские автомобилисты ощущают на себе едва ли не ежедневно, также является долгосрочной тенденцией. 16 апреля цена нефти побила новый рекорд, достигнув отметки 115 долл. за баррель.

Подорожание энергоносителей имеет еще одно негативное последствие — рост производственных затрат. Увеличение себестоимости обуславливает рост индекса цен производителей промышленной продукции, превышающий рост индекса инфляции (ИЦП за март 2008 года составлял 106,6%, что является наибольшим показателем с кризисного октября 1998 года). Со временем, в связи с неизбежным переходом к европейским ценам на газ, эту проблему остро почувствуют также предприятия химической промышленности, металлургии, коммунальной теплоэнергетики.

Негативные последствия повышения мировых цен усиливаются из-за кризиса на финансовом рынке США, который вызвал цепную реакцию на мировом финансовом рынке и обесценивание доллара. 16 апреля курс доллара к евро достиг очередного исторического минимума, вплотную приблизившись к отметке 1,6.

Оба процесса носят объективный характер. Средства борьбы с вызванной ими инфляцией на внутреннем рынке Украины ограничены.

Второе. Инфляция не получила бы столь заметное ускорение, если бы экономика Украины отвечала ключевым критериям рыночной. В частности, не использована возможность для прорывного наращивания производительности труда.

Конкурентные отношения являются главной предпосылкой внедрения противозатратной, а значит — антиинфляционной модели экономического развития. Зато в Украине в значительной мере распространилась монополизация национального, региональных и отраслевых рынков. Антимонопольный комитет ежегодно фиксирует многочисленные случаи злоупотребления монопольным положением, однако меры по ограничению монополизма и защите экономической конкуренции не дают сколько-нибудь ощутимых результатов.

Не менее острой системной проблемой остается неблагоприятный инвестиционный климат. Ведущиеся уже много лет дискуссии об обеспечении, в конце концов, действенной защиты права собственности, не сопровождаются соответствующими действиями на законодательном уровне, практическими мероприятиями по реализации судебной реформы и обеспечению выполнения судебных решений. По моему убеждению, сознательно блокируется принятие закона «Об акционерных обществах», что создает благоприятные условия для деятельности «рейдеров» и теневого перераспределения собственности.

Отсутствуют стимулы для системного привлечения инвестиций в украинскую экономику, модернизации и повышения конкурентоспособности ключевых отраслей, реализации широкомасштабных программ сокращения производственных затрат. Уровень промежуточного потребления (материальных затрат) в Украине значительно превышает показатель, достигнутый в 1990 году в «затратной» экономике бывшей УССР.

Важную антиинфляционную функцию в современной рыночной экономике выполняет финансовая инфраструктура, обеспечивающая стерилизацию избыточной денежной массы и ее преобразование в инвестиционный ресурс. Тем не менее ее ключевые элементы — фондовый рынок, небанковская финансовая система, в том числе страховые компании, инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды — находятся в Украине в зачаточном состоянии.

Наряду с общей институционной слабостью банковской системы вызывает некоторое беспокойство ухудшение качества кредитного портфеля. Первый звонок о возможной дестабилизации банковской системы в случае рецессии прозвучал от Standard&Poors и МВФ, согласно данным которых фактическая доля проблемных кредитов составляет от 30 до 70%. Не разделяя таких оценок, должен отметить, что даже если они завышены в два или три раза, все равно есть веские основания констатировать возникновение проблем в банковской сфере.

Более серьезной считаю проблему стремительного наращивания внешней задолженности банков. Только за 2007 год сумма иностранных кредитов, привлеченных банками, возросла более чем вдвое — с 14 до 31 млрд. долл. Поскольку эти средства идут на потребительское кредитование, такая задолженность превращается в мощный инфляционный фактор, а в будущем — в серьезный риск для стабильности банковской системы.

Не меньше проблем накопилось и в секторе государственных финансов.

Налоговая система по-прежнему выполняет исключительно фискальные функции, ложась тяжким бременем на финансы субъектов хозяйствования. Отсутствует долгосрочная программа снижения налоговой нагрузки и перераспределения налоговых поступлений в пользу местного самоуправления, наоборот, централизацию финансовых ресурсов характеризует устойчивая тенденция к усилению. В то время как, например, в Италии после недавних парламентских выборов объявили о намерении сократить государственное потребление до уровня не более 40% ВВП, в Украине — развивающейся стране, где этот показатель должен быть значительно меньше, — он фактически приближается к 50%.

Концепции реформирования налоговой системы, проекты Налогового кодекса де-факто направлены на устранение отдельных недостатков, обходя вниманием ее общее несоответствие потребностям развития экономики. Стереотипы мышления разработчиков налоговой реформы блокируют любые попытки отказа от наиболее разрушительных налогов (таких, как НДС или налог на прибыль в их украинском виде), введения вместо них налогов, направленных на стимулирование повышения рентабельности и капитализации бизнеса.

Вместе с тем по вполне понятным причинам отложено в «долгий ящик» введение налога на имущество, что мгновенно восстановило бы баланс спроса и предложения на рынке недвижимости, сделало бы жилье более доступным, а значит — имело бы ощутимый антиинфляционный эффект. Понятно, что малообеспеченные граждане не должны платить этот налог. При этом граждане, владеющие квартирами, домами в несколько сотен или тысяч метров, должны внести свой вклад в утверждение социальной справедливости.

Третье. Безусловно, важную роль в раскручивании инфляции сыграли просчеты ряда украинских правительств (начиная с пенсионных экспериментов 2004 года и заканчивая социальным патернализмом 2008-го), связанные с использованием лозунга увеличения доходов населения в популистских целях. Бюджетная политика уже давно превратилась в своеобразный «театр абсурда», в котором огромные средства, изъятые из продуктивной экономики, из года в год направляются на формирование и поддержку потребительских настроений, способствуя удовлетворению безграничных аппетитов государственной бюрократии, — вместо обеспечения широкого спектра и надлежащего качества государственных услуг.

Яркий пример — нехозяйственное отношение к средствам от продажи «Криворожстали», за счет которых можно было бы решить ряд неотложных экономических проблем. Например, вполне реальной в то время была реализация проекта строительства газопровода Иран—Азербайджан—Грузия—Украина, обсуждавшийся мною во время визитов в Иран и Азербайджан. А значит, был утрачен уникальный шанс диверсифицировать источники поставок газа в Украину.

Под надуманным идеологическим предлогом бюджетные ресурсы не используются для налаживания государственно-частного партнерства в реализации стратегических инвестиционных проектов, прежде всего по развитию инфраструктуры. Вместо этого миллиардные средства вбрасываются в «черную дыру» украинской экономики — угольную промышленность, производительность которой при повышении государственной поддержки уменьшается. Промедление с разгосударствлением угольных предприятий, созданием условий для привлечения в их перевооружение частных инвестиций делают невозможным коренное улучшение технического состояния шахт, повышение безопасности труда шахтеров, за счет которого поддерживается сказочное благосостояние угольных «генералов».

К столь же негативным последствиям приводит и нынешняя система государственной поддержки агропромышленного комплекса, а точнее, посредников, паразитирующих на непосредственном производителе сельхозпродукции. Результатом именно их деятельности, наряду с бездарной государственной политикой, следует считать спад в первом квартале 2008-го (к соответствующему периоду прошлого года) производства ряда видов мясной продукции, замедление, впервые за последние годы, роста объемов производства продукции пищевой промышленности в целом.

В таких условиях, учитывая указанные выше диспропорции во внешней торговле продовольствием и собственный печальный опыт 2002—2003 годов, недопустимыми выглядят призывы к полной либерализации экспорта зерна, следствием чего будет очередной сокрушительный удар по отечественному животноводству и новый виток инфляции.

Из вышеизложенного становится понятным, что комплексная антиинфляционная политика должна включать две группы мер. Краткосрочные меры по сдерживанию инфляции При формировании оперативного плана антиинфляционных действий нужно учесть два важных предостережения.

Во-первых, отсутствует объективное подтверждение жесткой зависимости инфляции от динамики денежной массы в обращении. За период экономического роста (2000—2007 гг.) потребительские цены выросли в 2,3 раза, в то время как денежная наличность в обращении — в 11,6 раза, денежная база («горячие деньги») — в 11,8 раза, денежная масса — в 17,9 раза. Рост в 2002 году этих денежных агрегатов соответственно на 35,8, 33,6, 41,8% вообще сопровождался дефляцией. Активные ограничительные действия Национального банка в начале текущего года, как известно, не привели к замедлению роста потребительских цен.

Таким образом, не вызывая важного антиинфляционного эффекта, денежные рестрикции в описанных выше условиях могут повлечь сползание украинской экономики в пропасть стагфляции (сочетание высокой инфляции с рецессией) — экономического бедствия, которое необходимо предотвратить любым способом.

Уже сегодня наблюдаются признаки «охлаждения» экономической активности. Темп прироста объема выданных в экономику кредитов в первом квартале 2008 года составил только 0,1% (в первом квартале 2007-го — 6,9%), в том числе потребительских кредитов — соответственно 1,4 и 8%. Процентные ставки по кредитам, в отличие от предыдущего года, за тот же период выросли на 1,4%. В отдельные дни в апреле стоимость кредитов overnight превышала 30% годовых, среднемесячная их стоимость составляла 14%, что более чем втрое выше по сравнению с прошлым годом.

Индикатором торможения инвестиционных процессов в первом квартале с.г. стало сокращение объемов строительства (на 1%). Прирост производства сельскохозяйственной продукции замедлился с 0,8% за январь—февраль до 0,4% за январь—март.

Во-вторых, в условиях остродефицитного торгового баланса, отрицательное сальдо которого постоянно и динамично растет, не следует преувеличивать потенциал возможного усиления гривни.

За 2007 год отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса увеличилось в 3,7 раза и достигло 5,9 млрд. долл. Отрицательное сальдо торговли товарами преодолело рубеж в 10
млрд. долл., что вдвое превышает уровень 2006 года.

Отрицательное сальдо текущего счета пока компенсируется поступлением средств по финансовому счету (15,4 млрд. долл. в 2007 году). Но привлечение внешних ресурсов широко используется для потребительского кредитования, а значит, приобретения импортной продукции. В «сухом остатке» от этих операций остается только задолженность корпораций и банков по внешним займам.

С целью замедления инфляции, «снижения температуры» больной украинской экономики целесообразно:

1. Перейти к активной денежно-кредитной политике, что предполагает активизацию участия Национального банка на межбанковском кредитном рынке, значительное расширение объемов рефинансирования, прежде всего под кредитование инвестиционных проектов.

2. Обеспечить максимальное приближение к прогнозным ориентирам обменного курса, определенного Основами денежно-кредитной политики на 2008 год, более активно применять интервенции для нейтрализации его спекулятивных колебаний.

3. Нормативно ограничить потребительское кредитование, внедрить дифференцированные ставки резервирования в зависимости от структуры кредитного портфеля, обеспечить информирование заемщика о реальной цене кредита.

4. Внедрить с целью стимулирования сбережений новые депозитные инструменты с процентными ставками, привязанными к фактическому индексу инфляции.

5. Усилить контроль за уровнем «проблемных» кредитов, соблюдением банками показателей финансовой устойчивости.

6. При внесении изменений в государственный бюджет на 2008 год:

— минимизировать размер бюджетного дефицита;

— привести социальные расходы в соответствие с реальными финансовыми возможностями государства и здравым смыслом;

— обеспечить направление доходов от приватизации исключительно на стимулирование реализации инвестиционных программ, прежде всего в отраслях инфраструктуры;

— сократить бюджетные затраты, которые носят непроизводительный характер, или по крайней мере ограничить увеличение таких затрат (к ним в условиях высокой инфляции можно отнести, вне всякого сомнения, расходы на оборону);

— направить дополнительные бюджетные ресурсы на государственную поддержку тех сфер деятельности и отраслей, которые непосредственно наполняют потребительский рынок, прежде всего сельскохозяйственных товаропроизводителей;

— предусмотреть выделение необходимых финансовых ресурсов для осуществления государственных закупок (интервенций) на продовольственном рынке с применением инструментов Аграрного фонда, ГАК «Хлеб Украины», государственного материального резерва.

7. В рамках норм и правил ВТО принять меры по усилению защиты внутреннего рынка с целью избежания дефицита (неконтролируемого роста цен) на отдельные виды продовольственных товаров, внедрить аукционный механизм распределения квот на их экспорт.

8. Принять неотложные меры по противодействию проявлениям злоупотребления монопольным положением, внести соответствующие изменения в законы о защите экономической конкуренции и об Антимонопольном комитете.

Перечисленные меры помогут оздоровить экономику, снизить «градус» инфляции. Тем не менее, чтобы получить долгосрочный эффект, следует вернуться к реализации системных, стратегических реформ. Антиинфляционная стратегия Основные положения антиинфляционной стратегии экономического развития наработаны еще в 2005 году и зафиксированы в ряде решений Совета национальной безопасности и обороны Украины.

1. Обеспечение действенной защиты права собственности, улучшение на этой основе инвестиционного климата в государстве.

Для принятия закона «Об акционерных обществах», устранения разногласий между Гражданским и Хозяйственным кодексами (или, как предлагают некоторые отечественные и иностранные эксперты, упразднение Хозяйственного кодекса вообще), принятия законодательства о приватизации (новой Государственной программы приватизации и закона о Фонде государственного имущества) и т.п. не нужны сверхусилия — достаточно выполнить обязательства, взятые перед избирателями коалицией демократических сил.

Для приведения деятельности судей в соответствие с законодательством необходимо продемонстрировать на практике готовность к привлечению их к суровой ответственности за неправосудные решения.

Решение неотложных проблем в этой сфере возможно в случае формирования консолидированной позиции президента Украины и основных политических сил, как это было недавно продемонстрировано на примере уничтожения узаконенной коррупции в сфере государственных закупок.

Необходимыми условиями улучшения инвестиционного климата также являются:

— осуществление мероприятий по развитию фондового рынка, налаживанию эффективной депозитарной системы, устранению серьезных недостатков в деятельности регистраторов ценных бумаг; обеспечение возможности участия физических лиц в операциях с ценными бумагами, в том числе электронными;

— реализация налоговой реформы, принятие Налогового кодекса, учитывая, что пока ни один из разработанных проектов кодекса не отвечает задачам налоговой реформы.

2. Реформа топливно-энергетического комплекса.

Неизбежное повышение цен на энергетические ресурсы до уровня среднеевропейских делает безальтернативной последовательную политику энергосбережения, сокращение всех составляющих материальных затрат, исключение посреднических звеньев из цепей поставок продукции производственно-технического назначения на государственные предприятия ТЭК. Рост цен на импортируемые энергоносители значительно повысит инвестиционную привлекательность отечественной угольной промышленности, для реализации потенциала которой необходимо изменить организационно-экономический механизм ее функционирования, устранить препятствия для привлечения частных инвестиций.

3. Реформа жилищно-коммунального хозяйства.

Формирование института собственников жилищно-коммунальной инфраструктуры, обеспечение таким образом стимулов для непосредственной заинтересованности граждан в ее развитии позволит не только сократить затраты электрической, тепловой энергии и воды, но и утвердить принципиально новое качество жизни населения.

4. Аграрная реформа.

Аграрный комплекс, учитывая долгосрочную тенденцию повышения мировых цен на продовольствие, является одной из наиболее инвестиционно привлекательных сфер деятельности. Реализации его потенциала мешает промедление с введением рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения. Уже у немногих остались сомнения, что единственная цель торможения отмены моратория на продажу земель — это сохранение коррупционных механизмов их незаконного присвоения. Лишать уникальные украинские сельскохозяйственные земли инвестиций во имя беспринципности и ненасытности отдельных политических или бизнес-группировок — аморально и преступно.

Рыночный оборот сельскохозяйственных земель вместе с введением специальных механизмов кредитования — необходимые условия внедрения новейших технологий сельскохозяйственного производства, современного менеджмента, повышения конкурентоспособности аграрной сферы.

5. Пенсионная реформа.

Реформирование пенсионной системы, активно развернувшееся в начале 2000-х годов, на сегодняшний день практически прекращено. Вместе с тем накопительная пенсионная система — это, с одной стороны, отвлечение «лишних» денег с потребительского рынка, с другой — источник «длинных» ресурсов, а значит, инвестиций, следовательно — рост производства и производительности труда. Эффективная пенсионная реформа, таким образом, будет иметь двойной антиинфляционный эффект.

6. Бюджетная реформа.

Реформирование бюджетной системы должно реализоваться в направлениях снижения уровня перераспределения финансовых ресурсов через бюджет, децентрализации бюджетной системы и укрепления финансов местного самоуправления, радикального сокращения количества и обеспечения полного финансирования бюджетных программ, рационального и целевого использования бюджетных средств.

7. Административная реформа.

Эффективная реализация всех других реформ невозможна без сокращения количества и повышения качества государственного управленческого персонала, который является сегодня «вещью в себе» и деятельность которого не отвечает потребностям общества.

Перефразируя народную пословицу, пора прекратить «язиком терти» и начинать «перти плуга» ради выведения нашей экономики из глухого угла, в который ее завели популизм и безответственность.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.