А 27 ноября – в американский день Благодарения – наличный курс поднялся до рекордных 7,7 плюс комиссия за операцию, а это еще 25-30 копеек в придачу. Покупать доллар по такому курсу было похоже на отчаяние, однако долларов все равно не хватало для всех желающих. Ситуация стала особенно удручающей для тех, кто имеет зарубежные контракты или кредиты в валюте.
Все больше людей задается вопросом, что дальше будет с долларом, ведь с его курсом связана стоимость импортных товаров, по у.е. осуществляются денежные расчеты и выплачивается зарплата. Повышение курса доллара делает еще большими расходы населения. Так что повышенный интерес к «зеленому» для большинства из нас не является праздным любопытством.
Спрос на валюту страны — полубанкрота
Возникает вполне закономерный вопрос: как так может быть, что валюта, страны, которая имеет колоссальный внешний долг, крах финансовой системы и фондового рынка, обвала на рынке недвижимости, огромнейшего негативного сальдо торгового баланса, валюта, которая в течение года только дешевела, вдруг во вторую половину года стала стремительно дорожать. Если, к примеру, еще в начала года 1 евро стоило 1,5 доллара, то уже к концу года 1,2. Гривна же по отношению к доллару за последние месяцы вообще обвалилась на 35-40%.
Вероятнее всего, причина такого резкого подорожания доллара временная и ситуативная. Она кроется в обвале на фондовых и ипотечных рынках. Избавившись от дешевеющих ценных бумаг, закладных, недвижимости, инвесторы по всему миру переходят в доллар в качестве резервной валюты или скупают более надежные государственные бумаги США – страны, имеющей и без того огромный госдолг в $11 трлн. Именно ситуативный высокий спрос на американскую валюту вызвал ее аномальное подорожание.
Однако, уже в ноябре «зеленый» стал резко дешеветь по отношению к мировым валютам. Неконтролируемая эмиссия $700 млрд, связанная с выкупом проблемных долгов, катастрофический рост денежной массы – все это вызвало обесценивание доллара, который не имеет золотого подкрепления, и курс на который определяется исключительно мировым и внутренним спросом на него.
Видя обесценивание доллара, инвесторы стали избавляться от него, покупая взамен другие мировые валюты – иену, евро, швейцарский франк, британский фунт. Крупнейшие компании массово уходят от расчетов в долларах, предпочитая расчеты прочими мировыми или национальными валютами.
В Украине правит доллар… пока
У нас же пока что не наблюдается спада ажиотажного спроса на доллар, скорее наоборот. Давняя привязанность к американской валюте, огромное количество долларовых кредитов у предприятий и населения, экспортная ориентация экономики – все это приводило к зависимости от американских денег. Кроме того, в текущем году добавилось еще несколько важных факторов.
Огромные долларовые долги, которые накопили наши банки за рубежом, вынуждают их своевременно расплачиваться по ним. Надежды на то, что западные друзья отсрочат выплату, не оправдались, и на конец года пришелся пик выплат по займам. Всего за год банкам нужно отдать $1,2 млрд. Это лишь подогревало спрос на валюту на межбанке. На конец года также приходиться и пик выплат по долларовым депозитам, что также вынуждает банки все больше выкупать валюты, повышая спрос на нее.
В ноябре обострилась ситуация с долгом Украины перед российским «Газпромом». Долгие выяснения, перед кем это долг («Росукрэнерго» или «Газпромом»), и какова его сумма, привел к жесткому требованию Москвы – оплатить долг в $ 2,4 млрд., иначе газа не видать. Кабмин пообещал выплатить часть долга ($550 млрд.) в декабре, однако свободной валюты в продаже не оказалось. В этом случае Минфин и НАК «Нафтогаз Украины» будут либо пытаться покупать долар по завышенному курсу на межбанке, либо просить НБУ поделиться своими золотовалютными резервами. В любом случае, это повышает спрос на доллар, и приводит к росту курса, но опять же, ситуативному.
Ослабляет позиции гривны и негативное сальдо торгового баланса, то есть, разница между экспортом и импортом. За неполный год мы увеличили эту дыру до $15 млрд. Покрывать эту разницу за счет притока иностранных инвестиций мы уже не можем, так как они стремительно падают. Не всегда обоснованные валютные кредиты населению привели к массовому импорту автомобилей, одежды, бытовой техники и прочих товаров не первой необходимости. Все это повышало спрос на доллар и цену на него. Однако сворачивание кредитов и спад потребления в следующем году приведут к заметному уменьшению импорта (правда, и экспорт в 2009 г. будет падать – из за снижения спроса и цен на металл, зерно, минудобрения). Так что потребность в валюте будет снижаться в любом случае.
То же относится и к цене на газ в 2009 г. Даже если она повыситься со $180 до уровня $250 за тыс. куб. м, то ожидаемое снижение потребления на 30% нивелирует подорожание. Впрочем, тут все будет зависеть от наших горе-руководителей, насколько они будут дипломатичны с Москвой. Ведь новые «коныки», которыми любит отличаться наш Президент перед очередными «газовыми» переговорами, могут кардинально ухудшить настроение правительства РФ и «Газпрома», и желанию потребовать от Украины $300-400 за тыс. куб. м.
Нельзя не забывать и о деньгах МВФ. В следующем году мы получим около $4 млрд. в виде траншей: 15 февраля (SDR 1,25 млрд или $0.7 млрд), 15 мая (SDR 2,5 млрд, или $1,57), 15 августа (SDR0,75 млрд или $0,4 млрд), 15 ноября (SDR 2 млрд или $1,26 млрд). Кроме того, Всемирный банк одобрил просьбу Кабмина предоставить кредит на $ 500 млрд. Этих денег, а также резервов НБУ, вполне должно хватить для удовлетворения спроса, который, напомним, и так будет падать.
Страусиная политика НБУ
А вот на Институтской (улица, где находится НБУ), похоже, не совсем и ведают, что делать с этими-то резервами. За каких-то пару месяцев Нацбанк выкинул на интервенции 10% золотовалютных запасов, а затем попытался искусственно снизить спрос на валюту со стороны банков. Сюда входят и попытки организовать аукцион, ограничить маржу при продаже валюты населению, внедрить схемы «поставка через день после платежа».
О чем все это говорит? О стремлении финансового регулятора «умыть руки». Мол, мы продаем им доллары, так они не хотят их покупать. Таким образом, цена на доллар будет устанавливаться банками, которые будут продавать их друг другу уже по своей цене.
Заявления, которые мы слышим от главы НБУ весьма противоречивы. То Владимир Стельмах говорит о том, что доллар не будет продаваться дешевле, чем за 6 грн., то уверяет, что гривна сильно недооценена, манипулируя весьма шуточным показателем индекса биг-мака. Словом, ясно одно, что НБУ толком не знает, что делать с тем, что происходит, но хочет во что бы то ни стало сократить свое присутствие на межбанке и не расставаться с долларами, включая доллары МВФ.
НБУ не желает выходить с интервенциями, и удовлетворять ажиотажный спрос, который сейчас имеется со стороны населения. Но может это и к лучшему, потому как уже к концу декабря можно ожидать спада спроса на американскую валюту. А затем, весьма вероятно, последует долгое, но неуклонное пике доллара.
Гривна против доллара – расстановка сил
Хоть Украина и имеет крупный государственный и корпоративный долг, слабую национальную валюту, негативный торговый баланс, но все же, по сравнению с США наше положение не столь плачевное. Рост внутренних инвестиций (строительство дорог, инфраструктуры, доступного и социального жилья) и производства товаров для внутреннего рынка будет стимулировать спрос на национальную валюту. Тем паче, что купить украинские товары будет стоить значительно дешевле, чем импортные. А значит, курс гривны будет расти по отношению к доллару.
Нынешний курс доллара напоминает сильно раздувшийся пузырь, который вот-вот лопнет. Американская валюта выживает только за счет колоссального ее потребления в мире. Однако сокращение оборота долларов обвалит и курс американской валюты.
Но все же, и гривна не так сильна, поэтому ожидать ее значительного роста по отношению к доллару преждевременно. К тому же, ввиду системных проблем в экономике, курс гривны будет снижаться по отношению к другим валютам – иене, евро, швейцарскому франку, британскому фунту и российскому рублю. Однако возврат курса гривны к доллару до уровня 5,5-6 кажется вполне реальным. Кроме того, в декабре предприятия проводят контрактные, зарплатные и налоговые платежи. Так что спрос на гривну будет возрастать.
Доллар мог бы еще более обесцениться по сравнению с гривной, однако Украина имеет схожие с США проблемы. Привычка жить в долг, так активно муссируемая в течение нескольких лет, сыграла с Украиной злую шутку. Теперь приходится расплачиваться за жизнь не по средствам и неконтролируемый поток импортных товаров.
Что делать предпринимателям и населению?
Совет, обычный для всех времен – не паниковать. Если нужно оплатить валютный кредит, а его курс «кошмарит», можно договориться с банком о расчетах в гривне по внутрибанковскому курсу. Такой способ оплаты уже предлагают своим клиентом несколько крупных банков. Если такой возможности нет, а платить по кредиту надо, то лучше заплатить и не накапливать лишней задолженности. Все равно такой курс продержится не слишком долго.
Тем предпринимателям, которые проводят внешнеторговые сделки, следует попытаться перейти на более стабильную валюту. Лучше, если это будет евро, иена или швейцарский франк. Впрочем, можно попробовать договориться рассчитываться местной валютой, например, турецкими лирами или российскими рублями. Да, неудобно и рискованно, однако, порой это более надежно, чем расчеты ничем не обеспеченными билетами Госказначейства США. Можно также временно использовать бартер, если есть такая возможность. Всегда лучше расплачиваться товарами, чем ценными бумагами или валютой, которые вскоре могут сильно обесцениться.
Мы наблюдаем начало краха мировой финансовой системы, которая правила 50 лет. Теперь миру нужно придумать новый денежный эквивалент торговли, который будет более стабильным и честным, чем доллар.