Нацбанк Украины признал ситуацию на финансовом рынке практически катастрофической и перешел к жесткому регулированию. Как сообщает пресс-служба НБУ, финансовые трудности у банков возникают в основном из-за того, что банки возвращают срочные вклады до истечения установленного договором срока — и подтвердил ограничения на досрочное истребование депозитов. То есть государство, по сути, ограбило клиентов банков.
НБУ 4 декабря 2008 года принял постановление, N 413, в соответствии с которым продолжил комплекс мероприятий начатых постановлением N319 от 11 октября 2008 года, когда было запрещено досрочное изъятие банковских депозитов.
В частности, учитывая то, что запрет на досрочное выполнение банками обязательств по возврату привлеченных средств содействовал нейтрализации панических настроений клиентов банков, НБУ в новом постановлении обязал банки продолжить предпринимать все необходимые меры для обеспечения прироста вкладов (прежде всего в национальной валюте), не допуская при этом их досрочного возвращения и поощряя клиентов к дальнейшему сотрудничеству.
Идиотизм формулировок, конечно, потрясающий — НБУ говорит о «приросте» вкладов, когда за предшествующий период было изъято из банков гражданами порядка 3 миллиардов долларов, при этом одной из мер по привлечению вкладов называет запрет из досрочного истребования. Плюс к тому, видимо, для дополнительного стимула, говорит в первую очередь о вкладах в обесценивающейся национальной валюте — запрещая их изъятие клиентов «поощряют к дальнейшему сотрудничеству».
Банкам также рекомендовано пересмотреть в сторону уменьшения процентные ставки по кредитам в иностранной валюте, а также разрешено самостоятельно принимать решения о пролонгации кредитов, предоставленных товаропроизводителям. Также разрешено покупать иностранную валюту по поручению физический лиц для перевода за границу Украины по текущим неторговым операциям на сумму, эквивалентную не выше 75 000 грн. в месяц и сроком не более, чем на 5 банковских дней.
Фактически речь идет о признании краха банковской системы, поскольку пользоваться ей в таком варианте можно только насильно.
Следует признать, что украинская политическая система, сформированная после «оранжевой» революции, кроме высокой степени демократичности, плюралистичности, системы сдержек и противовесов, оказалась очень слабо мобилизуемой в условиях кризиса. И в этом, конечно, уступает более авторитарным режимам.
К недостаткам системы можно отнести также чрезвычайно высокий уровень коррупции и крайне политизированные кадровые решения — в результате власть местами оказывается просто недееспособна. В стабильной или даже благоприятной ситуации это не заметно, а в условиях кризиса делается очевидным.
Скажем, смелые эксперименты кабинета Тимошенко, когда она то приказывала дешеветь мясу, то устанавливала произвольный и явно завышенный курс национальной валюты, сегодня оборачиваются дезорганизацией всей системы денежного обращения. Никто не знает точно, сколько на самом деле стоит гривна и, что еще важней, сколько она будет стоить завтра?