Автопродавцы всеми силами пытаются избавиться от остатков, которыми затоварены их склады. Чтобы завлечь покупателей практически все автосалоны предлагают скидки — от 10 до 30%. Более того, смирившись с убытками из-за роста валюты, большинство импортеров и дилеров зафиксировали цены в гривнях по курсу 4,85, 5,05, 6,05. Привязка к евро и доллару осталась лишь в некоторых автосалонах, которые занимаются продажей авто премиум — и люкс-сегмента.
При этом опускать цены в валюте многие продавцы не спешат, несмотря на низкий спрос (по словам консультанта автосалона «Порше Украина» Алексея Королева, «даже богатые люди сейчас не готовы платить столько»). Дело в том, что продажи дорогих авто осуществляются по предварительному заказу: клиент вносит предоплату, а импортер в течение 3-4-х месяцев производит поставку. Соответственно, отсутствуют накопительные склады и риски. Вместо скидок продавцы дорогих брендов предлагают спецпредложения, которые дешевле обычных на 10-15% и распространяются не на весь модельный ряд, а на конкретные авто.
В тех же автосалонах, которые привязали цены к курсу евро и доллара и снизили цены, складывается ситуация, когда цены в валюте снижают, но из-за скачков курса этой скидки недостаточно, чтобы гривневые ценники изменились.
БАНКИ АКТИВНО ПРОДАЮТ АВТО ДОЛЖНИКОВ. Число проблемных автокредитов выросло в несколько раз, авто должников конфискуют и выставляют на продажу. Сейчас разделы по продаже залогового имущества появились на сайтах большинства крупных украинских банков. «Раньше мы продавали конфискованные легковушки сотрудникам банка или знакомым. Но сейчас машины есть почти у всех, поэтому мы выставляем авто должников „на открытую продажу“, — сообщил нам сотрудник АКБ «Финансы и кредит» Алексей. — Количество конфискованных машин растет и будет расти, цены на них будут падать».
На сегодня цены на залоговые авто на 10-20% ниже рыночных. Так, на сайтах банков средняя цена 3-летнего „Ланоса“ с пробегом до 60 тыс. км — около 35 тыс. грн. против 42-45 на авторынке, за годовалый „Хьюндай Акцент“ в „полном фарше“ просят 54 тыс. грн. против 65 тыс. в автообъявлениях, Opel Astra 2007 г. выпуска предлагают за 55 тыс. грн. вместо 65 тыс. на рынке, а Toyota Land Cruiser Prado 2,71 в люксовой комплектации 2005 года выпуска можно купить за 200 тыс. грн. вместо базарной цены в 250 тыс. грн. По словам киевского адвоката Татьяны Монтян, в отличие от ипотеки, никаких рисков в случае покупки такого авто нет.
ЛИЗИНГ НАСТУПАЕТ. Банки, даже декларируя услугу по автокредитованию, в большинстве случаев кредиты не дают. Менеджер по продажам автосалона „Нико-моторс“ Василий Загороднюк рассказал, что в последнее время они стали обращать внимание на вид деятельности заемщика: кредиты не дают тем, кто работает в сфере деятельности, по которой кризис ударил сильно (например, недвижимость, финансы).
Пытаясь стабилизировать ситуацию со спросом, компании-продавцы стали обращать внимание на лизинг (долгосрочная аренда с правом выкупа). Многие производители даже начали предоставлять собственное финансирование. Например, компания RCI Financial Services Ukraine (входит в RenaultGroup) предлагает „Рено“ и „Дачия“ с ежегодным удорожанием предмета лизинга на 5,9% годовых в гривне. В ноябре с лизинговой услугой на рынок вышла и компания „УкрАвто“, которая предлагает приобрести в лизинг свои авто под 4,99% годовых в гривне (для сравнения банковские ставки — 20-25% годовых в нацвалюте).
ЧТО БУДЕТ С ЦЕНАМИ В 2009
Те, кто хочет приобрести авто, терзаются сомнениями: покупать — не покупать? С одной стороны, сейчас хорошие скидки. А с другой, — вдруг после Нового года цены будут еще ниже? Как бы не прогадать.
Чтобы развеять эти сомнения, мы обратились к президенту Всеукраинской ассоциации импортеров и дилеров Олегу Назаренко. По его словам, в правительстве планируют несколько законопроектов, прямо влияющих на авторынок. Эксперт прокомментировал „Сегодня“, как они могут отразиться на рынке.
Инициатива 1. Повышение транспортного сбора при регистрации импортных авто
Согласно этой инициативе, стоимость растаможки иномарок останется прежней, однако с владельца будут взимать деньги при регистрации авто в МРЕО. Его стоимость в итоге вырастет на 15-30% — в зависимости от объема двигателя. Это позволит поднять цены на авто украинского производства. Данный проект не противоречит принципам ВТО.
Инициатива 2. Временное повышение таможенных пошлин
В антикризисном законопроекте была идея о возможности предоставления Кабмину права регулировать ввозную таможенную пошлину. Несмотря на то, что эта идея в пакете не прошла, от нее не отказались. Правда, по словам нардепа-бютовца Сергея Терехина, ВТО не одобряет эту идею и грозит исключением Украины из организации. Однако риск того, что законодательное лобби в ВР пересилит, остается. Тогда цена на иномарки вырастет на 15%, до уровня апреля 2008 года.
Инициатива 3. Возвращение налоговых льгот украинским автопроизводителям
В ВРУ зарегистрирован законопроект, согласно которому предлагается продлить действие Закона „О развитии автопромышленности Украины“ до 31 декабря 2013 года. Это может означать реанимацию всех льгот, действовавших до 31 марта 2005 года у автопроизводителей, включая нулевой НДС, отсутствие пошлин на ввоз машинокомплектов и льготы по акцизному сбору. В случае принятия этого законопроекта наши автопроизводители могут получить преференции перед импортерами более 35%: цена на отечественные авто упадет на 10-15%, а на иномарки — не изменится. Но только в случае, если Кабмин не повысит акцизный сбор. Тогда цены на иномарки вырастут на 20-25%.
Реальность принятия законопроекта подтверждается тем, что он не противоречит принципам ВТО — повышают ведь акциз, а не таможенную пошлину (на момент подготовки статьи 11.12.08 этот законопроект проходил слушания в ВР).
Кроме того, в ВАИДе говорят, что во 2-м квартале 2009 года цена в гривнях изменится адекватно курсу доллара. „Если сейчас рост цен сдерживает перенасыщение рынка, то в течение первых 3-х месяцев следующего года остатки будут распроданы (правда, возникает сомнение, удастся ли продать и эти остатки — покупательская способность практически на нуле. — Авт.), — говорит Олег Назаренко. — Традиционно в марте-апреле происходит ввоз новых автомобилей. Из-за кризиса их будет импортировано меньше в соответствии с уменьшением спроса“.
Независимые эксперты компании „Про-консалтинг“ считают, что в с апреля цены в пересчете на инвалюту не изменятся: „В Украине покупательская способность очень низкая. Но и цены снижены до предела, работать автопроизводители себе в убыток не будут, — рассказал нам аналитик Сергей Черныш. — Скорее всего, цены останутся на нынешнем уровне“.
РЕЗЮМЕ
„Шара“ продлится в течение 3-4-х месяцев, пока продавцы не распродадут полностью автомобили 2008 года выпуска. После этого цены перестанут привязывать к летнему курсу, соответственно текущему курсу доллара автомобили будут стоить дороже. Насколько, зависит от экспорта. Оживится — курс будет на уровне $6/грн., нет — $8/грн. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов вероятность принятия вышеперечисленных законодательных инициатив. Так что, если есть деньги и нужен автомобиль, то лучшего времени для его покупки, чем ближайшие 2-3 месяца, не предвидится.
Правда, в большинстве предложений по скидкам фигурирует дата 31.12.08. Но думается, до этого момента автосалонам не удастся распродать остатки, и скидки продлятся до апреля — момента, когда ввозят новые партии. Традиционно на конец сезона распродаж действуют максимальные скидки. То есть в феврале-марте есть шанс купить авто еще дешевле. Но не факт, что вам удастся приобрести именно ту модель, которую вы хотели — наверняка выбор будет меньше, чем сейчас.
Владислав БОВСУНОВСКИЙ (Сегодня, № 282, 12 декабря 2008)