Если до октября прошлого года почти все украинские банки демонстрировали показатели роста по основным позициям, то последние четыре месяца были направлены на то, чтобы с минимальными потерями сохранить достигнутые результаты. Многие из банков были заметно потрепаны накатившейся волной мирового финансового кризиса, но большая часть украинских кредитно-сберегательных учреждений это «цунами» выдержала.
"Понятно, что ситуация на финансовом рынке Украины была взорвана паническими действиями вкладчиков „Проминвестбанка“, но проблемы, которые были накоплены всей банковской системой, рано или поздно должны были проявиться во всей „красе“. Определенная нервозность началась ощущаться еще прошлым летом, когда стало понятно, что доступ к международным финансовым рынкам в ближайшей перспективе будет закрыт. А тот факт, что в сентябре крупнейший инвестиционный банк мира „Lehman Brothers“ был официально объявлен банкротом — практически послужил началом цепной реакции, приведшей к кардинальному изменению всей мировой финансовой системы.
Уход нерезидентов с финансового рынка Украины принял массовый характер — в очень короткий срок пределы нашей страны покинули миллиарды долларов спекулятивного характера. Впрочем, это было характерно и для мировой экономики в целом. Спекулятивный капитал всегда вносит необоснованную панику на рынке, так как по своей сути является „фиктивным капиталом“ и не способен финансировать реальный бизнес.
Многие украинские аналитики и политики начали уверять, что эти проблемы нас не коснутся, так как наша экономика слабо интегрирована в глобальную экономическую систему. Может быть в той обстановке эти заявления были единственно правильным решением. Нужно было как можно дольше сохранить уверенность населения в стойкости национальной кредитно-банковской структуры. Особенно, когда основные украинские экспортеры начали терять рынки сбыта. А значит, ограничение притока валюты могло негативно сказаться на курсе гривни.
К сожалению, в условиях масштабного отрицательного внешнеторгового сальдо, потенциальная угроза девальвации национальной денежной единицы стала неприятной реальностью. Как раз в этот период у большинства компаний-импортеров настало время погашать контрактные платежи. Усугубила ситуацию миллиардная задолженность НАК „Нефтегаз Украины“ перед „Газпромом“. Дефицит доллара спровоцировал спекулятивные настроения на валютном рынке, которые очень сильно ударили по кредитному и депозитному рынку.
Сейчас очень много говорится о том, что курсовому росту доллара способствовало рефинансирование национальным регулятором коммерческих банков. Но анализ показывает, что системное ослабление гривни началось еще в конце сентября – начале октября, а первые транши большинство банков начали получать в конце октября – начале ноября. То есть рефинансирование НБУ нескольких десятков украинских банков физически не могло быть первопричиной стремительного обесценивания украинской валюты.
Ответственность за обвал гривни не может быть переложена только на банковскую систему. Это результат всей национальной экономики и результат той политики, которая проводилась у нас последние годы. Важно отметить, что мощнейшим фактором дестабилизации деятельности отечественных банков остается политический кризис. Финансовый рынок очень чувствителен к политическим потрясениям.
К сожалению, многие политические деятели часто, не понимая проблематику финансовой сферы, пытаются всю ответственность за плачевное состояние экономики переложить на банки, тем самым формируя панические настроения у многомиллионной армии украинских вкладчиков.
Вряд ли бы такой прессинг на кредитные учреждения выдержала банковская система другой страны. А украинская, к удивлению многих зарубежных аналитиков, выстояла и продолжает функционировать и выполнять свои обязательства перед клиентами. Конечно, остаются острые вопросы по возобновлению нормального процесса кредитования, по росту проблемной задолженности и досрочному возвращению депозитов. Но, несмотря на все эти проблемы, банковские продукты, такие как краткосрочные депозиты, платежные карточки, расчетно-кассовые операции, денежные переводы, банковские металлы продолжают быть востребованы на украинском рынке.
Все с нетерпением и, в тоже время, с опасением ждали февраля 2009 года. Это в первую очередь связано с тем, что именно на этот месяц предсказывают сильное обострение всех кризисных явлений, которые сейчас испытывает на себе украинская экономика. Если до Нового года у населения еще были деньги, и поэтому сохранялись достаточно высокие цены на недвижимость, автомобили и т.д., то сейчас снижение цен на квартиры, земельные участки и другие товары говорит о том, что деньги остались только у той части населения, которая не видит необходимости вкладывать их в какие-то предметы. Для них остается два пути. Первый — это спрятать их под „подушкой“ и очень часто в этой роли выступают банковские депозитарии, как надежное место для хранения ценностей. Второй путь — это краткосрочные вклады, под хорошие проценты. Конечно, первый способ хранения выглядит надежнее, а второй — выгоднее. В этой ситуации основной задачей банков была, есть и будет убедить своих клиентов, что рациональнее сберегать свои деньги на банковском счету, а не в банковском сейфе.
Как ни странно, помочь убедить население вернуть свои деньги на банковские счета может правительство. Для этого важно организовать через банковскую систему целевое государственное кредитование тех сфер украинской экономики, которые могут насытить внутренний рынок. Важно запустить механизм кредитования конкретных отраслей промышленности, в том числе, строительства, пищевой и легкой промышленностей. Здесь не должно быть разговоров о рефинансировании НБУ, потому что эти деньги идут в основном на выполнение банковских обязательств. Деньги на оживление экономики должно выделить правительство. Так как это делается в других странах: целевые кредиты под целевые программы. Это успокоит население, оживит рынок и послужит локомотивом для выхода всей экономики из кризиса.
Вероятно, что в апреле уже будут понятны контуры новой глобальной финансовой системы. Именно на это будет направлена лондонская встреча руководителей двадцатки крупнейших экономик мира. После этого следует ожидать активизацию деятельности основных финансовых центров, а значит приход международных инвесторов на украинский рынок вероятен во второй половине этого года. Не раньше.
Другое дело, что модели инвестирования будут носить несколько иной характер: теперь большую роль будут играть межправительственные и международные финансовые организации. Роль государственного финансирования в новой модели мировой экономики возрастает. В этой ситуации очень важно чтобы руководство Украины поняло, что не реально ожидать активизации международных инвестиций без реальной трансформации отечественной государственной инвестиционной политики.
Многие украинские банки это время постараются использовать для внутренней реструктуризации. Как бы парадоксально это не выглядело, но именно кризисная ситуация позволяет исправить многие ошибки, допущенные ранее, и самое главное — заложить базис для будущего экономического подъема. Будут оптимизированы бизнес-процессы, определенны приоритеты для будущего развития, повышена эффективность работы сети банковских точек продаж, выработана адекватная система рисков, отработаны механизмы возврата проблемных кредитов. Это позволит уже осенью начать нормальный процесс кредитования населения.
Правда, кредитные продукты будут заметно отличаться от прошлогодних займов — уже не будет нулевых взносов, кредитования страховки по автомобилям или ремонта по ипотечной программе. Более качественно будет происходить оценка кредитоспособности заемщика, его доходов, репутации, кредитной истории и т.п.
Главное же то, что многие поймут, что серьезный бизнес, в том числе и банковский, при 100-150% росте в год и сверхрентабельности потенциально опасен. Такие доходы создают иллюзию постоянного успеха, искажают саму перспективу развития и в результате приводят к появлению системных ошибок, когда просчеты и недостатки не решаются, а покрываются за счет дохода. Но любая развивающаяся экономика имеет свой предел, запас. И если вовремя не остановиться — это может пагубно отразиться на самой финансовой компании. Нужно просто понять и принять как данность, что 5-10% рост это хороший показатель. Так должно быть. Как сказал классик: „Лучше меньше, да лучше“.
С тегами: Газпром Проминвестбанк Украина