Верховная рада Украины отказалась даже рассматривать пакет антикризисных законов. Хотя их принятие — главное требование МВФ. Пока законов не будет, фонд не выдаст стране свой стабилизационный заем на пару миллиардов долларов. А без него правительство может отказаться платить по собственным обязательствам в любую минуту. Всего же в мире скоро объявить дефолт могут больше десятка стран. Мы попытались разобраться, как такие «национальные банкротства» могут ударить по России.
Из-за мирового экономического кризиса экономика Украины «сдулась» почти в два раза, а никаких приличных резервов за предыдущие годы правительство не накопило. Теперь денег в стране просто нет. Украинские бизнесмены всерьез обсуждают, объявит ли правительство дефолт в мае или все же сможет дотянуть до июня. А тут еще полный раздрай во власти. Даже Международный валютный фонд (МВФ) категорически отказался выдать Украине следующий транш в $ 1,9 млрд, пока не будут приняты самые необходимые антикризисные законы.
Представим, что МВФ деньги так и не дал — при таком накале политических страстей на Украине это совсем несложно. Ударит ли это по России?
Конечно. Во-первых, тогда нам вряд ли заплатят за поставки газа в последнем месяце — это несколько миллиардов долларов. Во-вторых, без денег останутся все российские компании, которые что-то продают на Украине. А это и автомобили, и стиральный порошок, и даже йогурты. Мы, конечно, переживем, но осадок останется.
И подобные проблемы сейчас чуть ли не у каждого десятого государства в мире. Исландия прошлой осенью дефолт фактически уже объявила. Главные банки страны пришлось национализировать, их долги до конца не реструктуризированы до сих пор. Англия даже заморозила счета исландского правительства в своих банках. Дальше об угрозе банкротства заявили Венгрия, Чехия и Латвия. В Прибалтике дела вообще плохи — там прокатился настоящий вал народных выступлений. Сейчас этим странам помогает МВФ, но риск «осложнений» все еще велик.
Между прочим, нобелевский лауреат Пол Кругман считает, что в первую очередь дефолты могут объявить Исландия, Ирландия и Австрия.
— Дела там довольно плохи, — очень доходчиво охарактеризовал положение известный экономист.
Но как бы там ни было, российские компании от этого вряд ли пострадают. Объемы торговли между нашими странами минимальны. Разве что Австрия покупает в России довольно много газа. Но ей-то, скорее всего, поможет Европейский союз, в который Австрия входит.
Но и этим список сильно пострадавших от кризиса стран не исчерпывается. Банкротство также грозит Аргентине, Эквадору, Филиппинам, Малайзии, Таиланду, Колумбии и Пакистану. Для нас неприятности могут быть только от государственного банкротства в Турции — она второй после Украины покупатель российского газа. В остальном последствия возможного дефолта будут скорее приятными. Турецкая лира явно сильно подешевеет, и отдыхать там станет еще выгоднее. А возможность расслабиться в тяжелые времена россиянам явно не повредит.