Главная » Банки » Тимошенко предлагает подписать Московскую декларацию

Тимошенко предлагает подписать Московскую декларацию

Украина готова предложить России аналог газовой «брюссельской декларации» — новое межправительственное соглашение, предусматривающее расширение при участии «Газпрома» мощностей украинской газотранспортной системы, пишут журналисты российского издания Коммерсантъ Наташа Гриб и Олег Гавриш.

По сути, речь идет о возвращении к идее международного газотранспортного консорциума, замороженного пять лет назад. В таком варианте «московская декларация» не противоречит «брюссельской», но Россия считает необходимым сотрудничество по всей ГТС, а не только по дополнительному газопроводу.

Вчера вечером премьер-министр Украины Юлия Тимошенко прилетела в Москву. Накануне она выразила уверенность, что согласует сокращение закупок у России природного газа с 40 млрд до 20-33 млрд кубометров в год без применения штрафов (только за первый квартал санкции могут достигнуть $1,2 млрд).

Пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков подтвердил «Ъ», что в среду у Владимира Путина запланирована встреча с госпожой Тимошенко, в рамках которой будет обсуждаться тема энергобезопасности, включая газовые вопросы. Будут ли подписаны какие-либо документы, господин Песков не уточнил.

Однако источники «Ъ», знакомые с ходом подготовки встречи, утверждают, что в минувшую субботу заместитель министра энергетики России Анатолий Яновский согласовывал в Киеве с министром топлива и энергетики Украины Юрием Проданом текст нового межправительственного соглашения по газу. Два собеседника «Ъ» утверждают, что Украина предлагает России совместно построить и управлять новым газопроводом мощностью 30 млрд кубометров газа в год. Фактически речь идет о возрождении проекта, буксующего уже больше пяти лет.

ООО «Международный газотранспортный консорциум» было создано в 2003 году «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» на паритетных началах. Предполагалось, что в нем примут участие немецкая E.ON и французский GDF. В 2004 году «Газпром» внес свою долю в уставный капитал ($17 млн), но стороны не смогли договориться, будет ли консорциум просто строить новый газопровод Богородчаны-Ужгород, на чем настаивала украинская сторона, или управлять всей ГТС Украины установленной мощностью 142 млрд кубометров газа в год.

Член комитета верховной рады по ТЭК, советник премьер-министра Юлии Тимошенко Александр Гудыма подтвердил «Ъ», что «Украина намерена предложить совместный проект по расширению мощностей транзита газа стоимостью $350 млн.

За счет реконструкции газопроводов Иванцевичи-Долина и Торжок-Долина и строительства газопровода Богородчаны-Ужгород можно получить дополнительные мощности по прокачке 30 млрд кубометров». Новой инфраструктурой будут владеть, по словам депутата, на паритетных началах «Газпром» и «Нафтогаз Украины» как инвесторы проекта.

Источник «Ъ» в Минэнерго РФ подтвердил, что в новом соглашении речь идет «о расширении газотранспортных мощностей при условии предоставления Россией гарантий на увеличение прокачки газа на тот же объем». В минтопэнерго Украины подтвердили, что соглашение предусматривает строительство новых мощностей.

Таким образом, Киев предлагает Москве некий аналог подписанной с ЕС «брюссельской декларации», но в масштабах не всей ГТС Украины, а лишь пока виртуальной ее пятой части. В «брюссельской декларации» речь шла о совместной с ЕС модернизации всей существующей украинской ГТС. Однако возвращение к уже провалившейся ранее идее газотранспортного консорциума вряд ли устроит российскую сторону, считает директор украинского филиала Института стран СНГ политолог Владимир Корнилов.

«Россия не будет дважды наступать на одни и те же грабли, — считает господин Корнилов. — Она будет действовать прагматично, жестко поставив вопрос о том, что договоренности в Брюсселе противоречат договоренностям с Россией». Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин добавляет, что с начала года потребление российского газа в странах ЕС сократилось почти на 60% и «смысла строить новые газопроводы нет».

НАК «Нафтогаз Украины» при этом декларирует готовность расширить договоренности с Россией на всю ГТС страны. Представитель компании Валентин Землянский заверил "Ъ": „Мы приветствуем участие России в модернизации ГТС Украины, а форму этого участия должны определить премьеры двух стран“.

Другой высокопоставленный менеджер „Нафтогаза“ утверждает, что в минувшую пятницу обсуждались перспективы участия России в модернизации ГТС Украины в целом. Но это будет означать уже конфликт с ЕС, так как противоречит „брюссельской декларации“.

У России остаются инструменты давления на Украину. В ходе сегодняшних переговоров Юлия Тимошенко должна решить еще две проблемы: договориться с Россией о $5 млрд займа для закупки 19,5 млрд кубометров газа для закачки в подземные хранилища Украины и о повышении ставки за транзит газа.

„В транспортный тариф следует включить инвестиционную составляющую как по новым газопроводам, так и по действующим при проведении масштабной реконструкции в будущем году“, — пояснил господин Гудыма. Чиновник в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности минтопэнерго Украины уточнил, что речь идет о повышении ставки на 40-50%.

Однако член комитета верховной рады по ТЭК Украины Сергей Тулуб уверен, что переговоры в Москве „не принесут ничего нового“. Дело ограничится тем, что Россия не станет требовать уплаты штрафа за невыбранный газ, а Украина откажется от требований по увеличению стоимости транзита.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.