На фоне саммита Россия-ЕС, для проведения которого был с намеком выбран отдаленный город Хабаровск на российском Дальнем Востоке, 21-22 мая, европейские чиновники обвинили российский газовый гигант «Газпром» в том, что он слишком много играет в политические игры вокруг газа и слишком мало вкладывается в разработку новых месторождений. Россия, «Газпром», Владимир Путин — на мой взгляд, это все одно и то же — тратят чересчур много сил на энергетическую политику и уделяют недостаточно внимания инвестиционным программам, необходимым как для того, чтобы восполнить ожидающееся падение объемов добычи, так и для того, чтобы наполнить проектируемые трубопроводы — например, «Южный поток» и «Северный поток», сообщил New Europe по телефону из Москвы главный стратегический аналитик банка «Уралсиб» Крис Уифер (Chris Weafer).
Сейчас Россия может добывать около 550 миллиардов кубометров в год. Приблизительно 150 миллиардов из них поступают в Европу. В ближайшие четыре года добыча на действующих месторождениях, особенно на севере и в Восточной Сибири, начнет падать. К концу этого десятилетия, объем добычи может снизиться на 70-100 миллиардов кубометров, полагает Уифер. При этом нехватки в неразработанных месторождениях Россия, без всякого сомнения, не испытывает.
Однако до сих пор «Газпром» даже не пытался вложить средства в их разработку, что заставляет многих как в Брюсселе, так и в Москве опасаться, что действующие месторождения начнут иссякать еще до того, как новые будут введены в строй. «Чем дальше, тем большее давление идет на Россию, чтобы она начала инвестировать в некоторые из новых месторождений с большими запасами газа, — сказал Уифер. — Это главный предмет споров между Европейским Союзом и Россией. Дело даже не столько в трубопроводах, сколько в объемах инвестиций в наращивание добычи, чтобы компенсировать спад и обеспечить Европу нужным количеством газа».
Единственный способ решить эту проблему, как на внешнем, так и на внутреннем рынке — значительно увеличить инвестиции в новые месторождения, особенно на Ямальском полуострове и ускорить разработку дальневосточных месторождений, таких как Штокмановское и Ковыктинское, убежден Уифер. По данным Royal Dutch Shell и «Газпрома» месторождения на полуострове Ямал могут ежегодно давать по 250 миллиардов кубометров газа. Впрочем, генеральный директор российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов на вопрос о том, не заканчивается ли у России газ ответил New Europe, что реальная опасность падения добычи не грозит стране до 2012 года.
В этом году «Газпром» сократил добычу газа на 18 процентов, но это связано не с проблемами с месторождениями, а с вызванным экономическим кризисом спадом потребления в Европе. «Тем не менее, через пять лет без новых больших проектов выжить будет крайне трудно», — заметил Симонов, добавив, что сейчас есть два возможных направления развития — огромное Штокмановское месторождение у северных берегов России и Бованенково на полуострове Ямал. Однако одному «Газпрому» эти проекты не осилить.
Европа подталкивает Россию не только начать разработку этих месторождений, но и допустить к участию в проектах европейские компании, так как в одиночку «Газпрому» не хватит ни технологических, ни финансовых ресурсов. Право на участие в разработке Штокмана уже получила норвежская StatoilHydro. «С точки зрения Европы участие европейских компаний в проекте способствует энергетической безопасности, — считает Уифер. — Они будут спать спокойнее, зная, что им не придется целиком зависеть от „Газпрома“, и что, если в деле активно участвуют европейские компании, шансы на своевременное поступление газа намного выше».