Главная » Компании » Какие мировые компании потеряли в кризис, а какие нашли

Какие мировые компании потеряли в кризис, а какие нашли

Многое из того, что нам «на качественном уровне» рассказывают про экономику, опирается на данные о крупнейших мировых компаниях. Итак, кто же потерял за «первый год» кризиса, а кто нашел?

В свое время Ленин сформулировал «закон неравномерного развития при капитализме». Так мы зубрили на уроках обществоведения. Но вообще-то и без ссылок на вождя всякому человеку очевидно, что развитие идет неравномерно, кто-то вырывается вперед, кто-то, соответственно, откатывается назад. Собственно, только в этом и состоит весь азарт жизненной конкуренции. Конкуренции государств, народов, классов, компаний, отдельных людей, конкуренции, которая вращает Землю, причем, каждая страна, группа, компания, каждый человек вращается со своей скоростью.

Сейчас мы имеем хорошую возможность оценить степень неравномерности развития в кризис: опубликован рейтинг крупнейших компаний мира.

Рейтинг составлен газетой Financial Times.

«Имена вызывают ненависть», а также зависть, восторг и иные чувства. «Миллиарды в лицах» всегда привлекают публику куда больше, чем обезличенные корпорации. Зря: на самом деле, корпорации куда полнее выражают реальное положение дел в экономике. Например, совокупная капитализация 500 крупнейших компаний по состоянию на 31 марта 2009 года — 15,6 трлн долл., а общий капитал 793 мировых миллиардеров (согласно «Форбс») — 2,4 трлн долл. (Хотя занятно, конечно, что капитализация этих компаний с их миллионами акционеров и работников всего лишь в 6 раз превышает состояние 793 людей…) Кстати, многие из списка «Форбс», вопреки распространенному мнению, возглавляют «свои» компании, где они же являются крупнейшими акционерами: Гейтс, Баффет, Мердок и т. д.

В общем, многое из того, что нам «на качественном уровне» рассказывают про экономику, опирается на данные о крупнейших мировых компаниях — один из важных видов экономической статистики.

Так что, прошу прощения за всю последующую бухгалтерию, но постараюсь использовать поменьше прилагательных и метафор и побольше «цитировать цифры». Согласен, чтение не самое простое, но зато и ценное своей объективностью.

Итак, кто же потерял за «первый год» кризиса, а кто нашел?

Сектора экономики

По сравнению с прошлым годом общая капитализация 500 компаний упала с 26,8 трлн до 15,6 трлн, почти на 45%. Но понятно, что разные сектора тряхнуло по-разному.

Более всего досталось банкам, горнодобывающим отраслям и металлургии.

Капитализация банков рухнула с 4,1 трлн до 1,9 трлн, горняков — с 943 млрд до 436 млрд, а металлургов и вовсе с 641 до 262 млрд. То есть акции компаний в этих отраслях провалились больше чем в 2 раза. Так обстоит дело во всем мире, так и у нас.

Правда, наших потрепало сильнее, чем соответствующие отрасли в целом.

Например, Сбербанк в 2008 году был в своей отрасли 15-м, с капитализацией 69,6 млрд. А в 2009 году он уже 51-й в отрасли с капитализацией 13,3 млрд! Банк ВТБ был в списке-2008 на 53-м месте, а из списка-2009 и вовсе выпал.

А вот китайские банки в порядке — по сравнению с конкурентами. Уже в 2008 году они возглавляли список мира, а сейчас тем более занимают три первые позиции. Общая стоимость трех крупнейших банков Китая год назад составляла 772 млрд, а сейчас — 436 млрд. Сравните с погромом в Сбербанке…

Американские банки выглядят по-разному.

Bank of America рухнул со 163 млрд до 43, а Citigroup — того больше: со 106 млрд (8-е место в секторе) до 14 млрд (48-е место). Между прочим, в 2007 году Citigroup был первым банком мира, с капитализацией 253 млрд, а Bank of America, соответственно, вторым, с капитализацией 228 млрд.

Меньше других в США досталось GP Morgan (падение с 146 до 100 млрд) и Goldman Sachs (соответственно — с 65 до 49 млрд; правда, последняя компания проходит не по графе «банки», а по графе «специализированные финансовые услуги»).

В целом банковская отрасль, которая была год назад первой по капитализации, откатилась на второе место.

Что касается металлургии, то здесь Россия, как и в ситуации с банками, потерпела еще и отдельное поражение внутри своего пораженного сектора…

2008 год. Среди 19-ти лидирующих металлургических компаний три наших: Норникель (№2, капитализация — 54 млрд), НЛМК (№ 13, стоимость 24 млрд), Северсталь (№ 14, рыночная стоимость — 23 млрд).

2009 год. В несчастном списке металлургов на последнем, несчастном 13-м месте остался несчастный Норникель, который стоит 11 млрд.… Соответственно, НЛМК и Северсталь выпали из «мировой обоймы».

Кстати, наименее пострадал сектор компаний здравоохранения (была капитализация — 338 млрд, стала — 289). Понятно, лечиться все равно надо, да может, по случаю кризиса и нервишки расшатались у людей … В этом секторе даже компаний стало побольше и к сплошным американским прибавились одна немецкая и одна швейцарская.

Что касается хай-тека (фармацевтика и биотехнологии; компьютеры, ИТ-оборудование; программное обеспечение), то совокупный объем этих секторов упал с 3 300 млрд в 2008 году до 2 630 млрд в 2009 году или примерно на 20%. В общем, на сей раз высокие технологии оказались кризисоустойчивее, чем «низкие». В этих областях абсолютно доминируют американские компании. Из 55 компаний трех данных секторов 32 американских, что, как мне кажется, не вполне подтверждает популярную оценку США, как страны-паразита, производящей только «фальшивые бумажки», силой и обманом нацепив на нос человечеству зеленые очки… Представлены в областях хай-тека также: Япония (6 компаний), Швейцария, Англия, Индия (по 2 компании), Франция, Израиль, Дания, Австралия, ФРГ, Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Финляндия, Швеция и Канада (по одной).

Как ни странно, в некотором «относительном выигрыше» оказалась нефтянка.

Рухнула она, понятно, сильно. В 2008 цена барреля в какой-то миг доходила до 147 долл. за баррель, а в конце марта 2009 была ниже 50 долл. Капитализация отрасли составила 2 400 млрд долл. (в 2008 — 3 900 млрд). Падение более чем на 38%, но поскольку банки рухнули еще ниже, нефтянка поневоле вышла на первое место среди отраслей по капитализации — впервые в истории составления этих рейтингов.

Неизменным чемпионом в отрасли много лет является Эксон Мобил — также много лет первая в мире компания по капитализации.

А вот Газпром наш подкачал… В 2006 он был третьей компанией в отрасли (196 млрд долл.), в 2007 — второй в отрасли и 6-й в целом в мировой экономике (245 млрд), в 2008 — опять третьей в отрасли и четвертой в мировой экономике (300 млрд). Уже пошли разговоры — причем, не среди «журналюг», а от серьезных руководителей Газпрома, да и правительства — что на роду Газпрому написано стоить 1 трлн. долл. и быть первой компанией мира… В общем, и правда «мечты сбываются. Газпром». А мечты-то известные — «не хочу быть вольною царицей, а желаю быть владычицей морскою и чтоб золотая рыбка служила у меня на посылках!».

И вот, рейтинг 2009 года — Газпром девятый в отрасли, 36-й в мировой экономике, 91 млрд. Будем объективны — не один Газпром оказался у разбитого корыта. Конечно, гиганты из первой мировой десятки более устойчивы, но и тут резко рухнул не только Газпром, но одна из старейших компаний мира, великая и ужасная Дженерал электрик. В 2004-м году — первая компания мира, в 2006-2007-м годах — вторая, в 2008-м — третья, на сей раз она откатилась на 23 место в мире, капитализация упала за год с 370 до 108 млрд. К слову сказать, вознаграждение руководителя Дженерал электрик м-ра Иммелта сократилось с 14 млн долл. за 2007 год до 6 млн за 2008 год. О зарплате и бонусах г-на Миллера я точных данных не нашел.

Во всяком случае, среди крупнейших нефтегазовых компаний падение Газпрома и правда — беспрецедентное. Такой обвал не имеет, наверное, одной-единственной причины. Тут и газовая война с Украиной, и проблемы с Северным и Южным потоками, и слишком большие долги и слишком малые дивиденды и сокращение добычи газа в этом году на 10%, о чем заявило руководство Газпрома, причем за первые 5 месяцев добыча упала больше чем на 23% (!) по сравнению с первыми 5 месяцами 2008.

Впрочем, неверно было бы считать это специальными проблемами одного Газпрома. Системные трудности всей нашей экономики…

Страны

Где находятся компании топ-500?

Государственная принадлежность определяется, прежде всего, по стране регистрации (там платятся налоги) и стране, где в основном торгуются их акции. Обычно эти два места совпадают, хотя возможны и расхождения — но не буду дополнительно морочить читателя еще и этими тонкостями. Довольно часто, при всей глобализации, основные производственные мощности тоже находятся в «стране приписки». Конечно, есть и явные исключения — те же автомобильные производства, производства бытовой техники сплошь да рядом выносятся в страны с более дешевой рабочей силой. Наконец, транснациональные нефтяные компании «протянули свои щупальца», как принято выражаться в среде патриотической общественности, по всем меридианам и параллелям нашего шарика.

Но их число постоянно (и быстро!) тает.

Так в 2004 году в списке было 227 американских компаний; в 2006 — 197; в 2007 — 184; в 2008 — 169 и на них приходилось около 36% от общей капитализации топ-500. Кризис сработал — по крайней мере в рамках данного списка — на пользу США. В 2009 в списке 181 американская компания, на них приходится более 39% общей капитализации. При этом надо иметь в виду, что доля США в мировом ВВП — около 20%!

Не знаю, «хорошо» это или «плохо», но во всяком случае, это показывает развитость («раздутость»?) финансового рынка страны, и, в какой-то мере, значение страны если не во всей мировой экономике, то, по крайней мере, на мировом рынке капитала. Мы это ощущаем хотя бы по тому, что когда экономика США чихает, весь мир болеет.

Кризис — пока что! — явно усилил также позиции Китая. В 2006 в рейтинге не было ни одной китайской компании, в 2007 — 8 компаний, в 2008 — 25 компаний, они давали 7,3% общей капитализации. В 2008 Китай был на третьем месте в мировом зачете (на втором — Англия). А в 2009 году в топ-500 уже 27 китайских компаний, 8,7% общей капитализации, второе место после США. Если же добавить к китайской доле еще Гонконг и Тайвань, то получается уже 47 компаний, 12% общей капитализации.

А вот по нам кризис стукнул больно.

Россия стремительно ворвалась в топ-500 в начале 2000-х годов, пошел почти вертикальный взлет, хотя и менее крутой, чем у Китая.

2003 год. В топ-500: ЮКОС, Газпром, Сургутнефтегаз (далее — Сургут), Лукойл, Сибнефть.

2004 год. Газпром, ЮКОС, Сургут, Лукойл, Норникель, РАО ЕЭС, МТС.

2007 год. Газпром, Роснефть, Лукойл, Сбербанк, РАО ЕЭС, Сургут, Норникель, МТС.

2008 год. Газпром, Роснефть, Лукойл, Сбербанк, Норникель, Сургут, РАО ЕЭС, МТС, Новатэк, ВТБ, НЛМК, Северсталь, Вымпелком. 13 компаний (несчастное число, как выяснилось!), 3% общей капитализации, 9-е место (при том, что ВВП России составлял 2% мирового ВВП). Причем, из 13 компаний только 5 относились к ТЭКу, кстати, и их капитализация росла медленнее, чем у других.

А вот 2009 год. 6 компаний. Газпром, Роснефть, Лукойл, Сургут, Сбербанк, Норникель. 14-е место в мире, общая капитализация — 220 млрд. (на 25% меньше чем у одного Газпрома в 2008), 1,4% от общей капитализации топ-500.

Понятно — уцелели лидеры, а «хвост» отвалился. Кстати, это относится не только к компаниям, но и к странам. При потрясениях из группы лидеров выпадают последние, остаются «сжатые первые» — в этом смысле, кризис опаснее для России, чем для тех же США.

Конечно, «уцелевшие в списке» компании — это не вся российская экономика. Но картина поучительная: 4 компании сырьевые, один банк, одна металлургическая. Из 6 три государственные. «Государственно-сырьевой капитализм» — и кто скажет, что это определение не хватает корень российской экономики?

Интересна и картина: «наши в Европе».

Среди 200 европейских компаний — 11 российских (плюс к названным выше — МТС, Полюс Золото, Новатэк, НЛМК, Вымпелком).

В 2008 среди 200 европейских компаний было 14 российских, причем Газпром был первой компанией Европы, а сейчас — №11.

При этом среди европейских топ-200 в этом году — 45 английских, 35 французских, 22 немецких, 15 итальянских, 15 испанских, 14 швейцарских. На 7 месте по числу компаний — Россия. Совокупная капитализация компаний ранжируется примерно также. А вот ВВП 2008 года распределяется иначе (данные МВФ): Германия, Франция, Англия, Италия, Россия. Если темпы падения нашего ВВП ( 1.676 млрд. долл. в номинальном исчислении) будут значительно ниже, чем в Испании ( 1.611 млрд.), то мы имеем шанс опуститься «ниже Испании».

Наконец, специальный список для стран Восточной Европы (бывшие страны СЭВ, так сказать). Вот тут уж безраздельно господствует Россия: уже в 2004 году из 100 компаний этого региона было 45 российских, включая №№1-8. В 2008 Россия дала 62 из 100 компаний Восточной Европы, в том числе №№1-5, 7-10. В этом году у России 54 компании из 100, по-прежнему в первой десятке 9 русских. Из других стран региона: 25 компаний польских, 7 из Словении, по 5 — Венгрия и Чехия, 2 — Хорватия, по одной — Румыния и Эстония. Страны СНГ, кроме РФ, в рейтинге не представлены. При этом Польша увеличила свое представительство на 5 компаний, а Словения — на 2. Это можно сопоставить с общеэкономической статистикой. Если наш ВВП в первом квартале упал на 6,5%, то польский вырос на 0,8%! Правда, в основном не за счет крупных компаний, а за счет невероятно развитого в Польше мелкого и среднего бизнеса. Но, видимо, общая благоприятная бизнес среда помогает и крупным акулам выжить…

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.