Главная » Компании » Другие богатые. Кто попадает в списки самых богатых

Другие богатые. Кто попадает в списки самых богатых

Кто попадает в списки самых богатых людей России. «Золотой сотни» российского журнала Forbes всегда с нетерпением ждут не только в самой России

«Золотой сотни» российского журнала Forbes всегда с нетерпением ждут не только в самой России. Всегда важно знать, кто из воротил российского бизнеса находится сегодня на вершине успеха, а кто выпал из списка избранных, кому удалось умножить капитал, а кто потерял в деньгах и влиянии. Ведь российские «олигархи» действуют не только в самой России – широко известна их роль, например, и в украинской экономике. А оценка состояния того или иного бизнесмена помогает понять, что же за корабль плывет из российского океана в украинское море — крейсер-авианосец или так, элегантная яхта.

Хотя, с другой стороны, в списке самых богатых уже годами ничего существенно не меняется, разве что миллиардеров становится так много, что в «сотню» они просто не помещаются. То, что на первом месте сегодня Олег Дерипаска, а Роман Абрамович переместился на второе, на самом деле не так уж существенно. В следующем году все может измениться. Ведь Дерипаска и Абрамович — представители одного и того же влиятельнейшего клана, обычно называемого «семьей» первого российского президента Бориса Ельцина. «Семья» смогла предложить России второго президента и поддержать третьего именно потому, что известна не только своим влиянием, но и доходами. Дерипаска просто член этой семьи в прямом смысле слова — он женат на дочери ельцинского зятя Валентина Юмашева. А Абрамович издавна известен своими тесными связями со всеми поколениями семейства: от покойного президента Ельцина до его внука Бориса Ельцина-младшего. Так что их миллиарды — если понимать, что российский бизнес не связан с умением зарабатывать, а только с возможностью находить общий язык с властью — вполне закономерны. И точно так же закономерно отсутствие в рейтинге Forbes некогда самого богатого человека России Михаила Ходорковского. Это отсутствие доказывает, что даже самое громадное состояние может исчезнуть, если налаженный с властью контакт пропадает. И точно так же закономерно присутствие в рейтинге Бориса Березовского. Некогда один из ведущих представителей «семейной» обоймы, конечно же, утратил лидирующие позиции, переместился в конец списка, но и там у него более миллиарда долларов. Потому что нити, связывающие Березовского с многоликой российской властью, никогда не были оборваны полностью. А не обрывать нити — это и означает зарабатывать деньги.

Из «золотой сотни» можно многое узнать о российской экономике: и о том, что ее лидеры по-прежнему зарабатывают на сырье, и о том, что у них все еще мало фантазии, и о том, что «еще» можно заработать, обслуживая тех, кто качает нефть и газ или выплавляет металл, проще говоря, строя им дома или открывая для них рестораны. Но разве так много людей занято в этой сфере экономики, что они могут столько потребить, спросите вы. И вот тут-то мы переходим к сути рейтинга Forbes — он о самых богатых бизнесменах, а не о самых богатых россиянах вообще. Если бы кто-то смог составить список самых богатых россиян и уцелел бы, то оказалось бы, что фамилии в нем значительно отличаются от списка Forbes.

Конечно, Абрамович и Дерипаска в этом списке тоже были бы. И многие предприниматели сохранили бы свои позиции, но они соседствовали бы с крупными чиновниками, политиками, авторитетами криминального мира. При этом многие миллиардеры-предприниматели выпали бы из списка, так как оказались бы подставными фигурами. И состояние самых богатых тоже могло бы значительно уменьшиться в пользу настоящих хозяев России, распорядителями имущества которых и являются многие представители «золотой сотни». Симбиоз бизнеса и власти в России — как, впрочем, и в Украине — заключается в том, что без чиновника нельзя сделать и шагу, что вся экономика настолько коррумпирована и завязана на взаимоотношениях с властью, правоохранительной и судебной системой, налоговыми и таможенными органами, что чиновник нередко зарабатывает намного-намного больше, чем любой предприниматель. Поэтому последний с радостью переходит в чиновники и становится во главе правительства, министерства, налоговой или таможенной службы просто потому, что понимает: его доход на этих постах многократно превышает суммы, которые можно заработать, даже возглавляя самую успешную компанию. Не говоря уже о том, что после пребывания на одной из таких должностей возможности создания собственного бизнеса многократно увеличиваются. Возможно, на Западе по-другому, но, во-первых, у нас не Запад, во-вторых, случаи коррупции и на Западе нередки — просто там это именно случаи, а не система.

Я мог бы привести достаточно примеров из биографий людей, начинавших бизнесменами, а потом перешедших во власть. Или, напротив, бывших высокопоставленными чиновниками, а затем «дослужившихся» до миллиардеров. Но эти примеры и так хорошо известны и ежедневно мелькают на страницах газет. Мне не очень интересны фамилии просто потому, что важны, в конце концов, не они — важно осознание того, что все это экономика подставных лиц, придуманных состояний, теневых фигур, управляющих бизнесом, что в этой экономике реальность так причудливо переплетается с вымыслом, что иногда даже сами участники игры перестают понимать, кто из них настоящий. Но что они точно знают — это то, что ненастоящими являются граждане стран, в которых они обогащаются. Потому что люди, не отдающие себе отчета в том, как развиваются общества, в которых они живут, и как функционирует экономика этих обществ, никогда не бывают настоящими.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Вал российского зерна ведёт к снижению мировых цен вдвое от пиковых значений

Россия уверенно закрепляет свои доминирующие позиции на рынке пшеницы, сообщает Bloomberg.