Президент Украины Виктор Ющенко вновь выразил неудовольствие «газовыми» договоренностями с Россией. На этот раз он испугался, что Россия наложит на Украину непосильный штраф за недобор газа. Едва ли российская сторона станет требовать млрд с соседа, который и так пребывает в тяжелом финансовом положении. Однако за резкими высказываниями украинского президента стоит желание дискредитировать свою соперницу в борьбе за власть – Юлию Тимошенко.
Украинский президент Виктор Ющенко вернулся к теме пересмотра договоренностей с Россией по газу.
Напомним, что Газпром и Нафтогаз 19 января 2009 года после двухнедельной «газовой войны» подписали контракт на поставку газа Украине и соглашение о транзите российского газа через украинскую территорию на 2009-2019 годы. Однако сами договоренности были достигнуты после долгих переговоров между премьер-министром России Владимиром Путиным и его украинской коллегой Юлией Тимошенко.
По всей видимости, именно тот факт, что договор с Россией заключал не президент, и не дает покоя Виктору Ющенко.
В четверг на совещании по финансовому состоянию Нафтогаза он заявил, что договоренности с Россией «экономически не обоснованы» и «не отвечают украинским национальным интересам», передает РИА «Новости».
Напомним, что согласно документам цена газа для Украины рассчитывается по европейской формуле (то есть, привязана к средней цене на нефть в последние полгода). В этом году российский газ должен поставляться со скидкой в 20%.
Украинская сторона, в свою очередь, сохраняет ставку транзита для России в 2009 году на уровне 2008 года – $1.7 за тыс. куб. м. на 100 км.
Господин Ющенко сегодня также высказал опасения по поводу того, что Россия по итогам двух кварталов 2009 года может потребовать от Украины штрафы за недобор газа 40.4 млрд гривен (более $5 млрд).
Дело в том, что Украина в первые кварталы года (когда цена на газ была высокой из-за летних рекордных цен на нефть) максимально сокращала закупки российского газа, расходуя свои запасы. Таким образом, Украина сократила объем потребления до 22 млрд куб. м газа в год с 40 млрд куб. м газа.
Зимние договоренности действительно позволяют России потребовать с соседа штраф. Вместе с тем, еще в апреле Юлия Тимошенко заявляла о договоренности с Газпромом об отмене штрафных санкций за недобор в этом году.
Ющенко же сегодня высказался за то, что принцип фиксированного объема необходимо распространить и на транзит российского газа через территорию Украины. По его словам будет справедливым, если Россия также будет платить за транзит «независимо от того, есть реально транзит или нет».
Аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров в интервью Bigness.ru заметил, что как раз на это «предложение» Газпрому можно было бы согласится. Ведь объемы российского газа, поступающего через Украину, достаточно четко фиксированы. Как раз на таком механизме «можно было бы сыграть российской стороне и Газпрому», — считает аналитик.
Опасения Ющенко надуманы еще и потому, что российский концерн понимает, что начислять штрафы стране, которая ищет внешние кредиты, бессмысленно. Напомним, что до последнего момента было не ясно, сумеет ли Украина расплатиться перед Газпромом за майские поставки газа.
Интересно, что Россия сама также вынуждена недобирать газ у ряда стран. Именно недобор газа Газпромом и послужил причиной обострения отношений с Туркменией, столь зависимой от экспортных доходов этого сырья.
Отметим, что недавно российский концерн официально прокомментировал остановку закупок газа в Туркмении. Ведь основной рынок сбыта туркменского газа – Украина, которая существенно сократила свои закупки.
Сократили закупки газа и другие компании. Например, ЛУКОЙЛ — по узбекским проектам, напомнил Д. Александров из «Файненшл Бридж».
Так или иначе, но «основная цель Ющенко — дискредитировать Тимошенко», — заметил в интервью Bigness.ru аналитик ИК «Финам» Константин Романов. У действующего президента, как не странно, есть надежда сохраниться во власти, он использует все возможности для борьбы со своими соперниками, подчеркнул наш собеседник из Финама.
При этом на расторжение соглашений с Россией Ющенко не пойдет, так как это резко негативно отразится на экономике Украины и приведет к давлению на нее со стороны Европы. «Вполне логичное завершение этого процесса — потеря контроля над национальной газотранспортной системой», — считает К. Романов.
Д. Александров из «Файненшл Бридж» согласился, что в заявлениях украинского президента возобладают политические, а не экономические мотивы.