Семь цен на неделю Экспертно-аналитическую группу при Министерстве топлива и энергетики Украины создали после подписания меморандума о взаимопонимании между правительством Украины и нефтетрейдерами. Это произошло весной 2008 года, когда цены на топливо в стране подскочили. Документ предусматривал, что эксперты займутся анализом рынка и определением ценового коридора, а трейдеры были обязаны его придерживаться. Но так происходило не всегда. Весной прошлого года ценовой коридор установили в рамках 5,58—5,75 грн за литр. А на столичных заправках топливо продавали за 6 грн. В мае нынешнего года Министерство топлива и энергетики установило очередной коридор: 6,00—6,18 грн за литр. Однако нефтетрейдеры одновременно повысили цены на 20—30 коп., до 6,28—6,35 грн. Правительство отреагировало моментально; премьер-министр Юлия Тимошенко обвинила нефтетрейдеров в сговоре, а Антимонопольный комитет начал расследование. Участники рынка сразу снизили цены, и скандал утих. Однако уже 3 июня экспертная группа порекомендовала трейдерам повысить стоимость топлива на 10—30 коп. Например, А-95 — до 6,30—6,50 грн за литр. Трейдеры, естественно, не преминули этим воспользоваться. Но до конца месяца горючее подорожает еще раз, ведь эксперты снова посоветовали трейдерам повысить цену на 20—30 коп, то есть А-95 будут продавать по 6,53—6,73 грн за литр. Среди объективных причин, повлиявших на стоимость топлива, участники рынка привычно называют подорожание нефти и доллара, а также повышение акцизов на топливо, принятое Верховной Радой. Но на самом деле они лукавят. Экспертная комиссия стала ручной Причин для столь резкого подорожания бензина нет, уверены эксперты. Ведь Украина полностью не зависит от импортного топлива: около 50% бензина отечественного производства. Почти 25% нефти, используемой для переработки, также добывают из украинских скважин. Значит, использовать ситуацию на мировых рынках как решающий аргумент нельзя. Не стоит забывать о 45-дневной отсрочке в изменении цены. Именно столько времени нужно отечественным заводам, чтобы получить и переработать импортную нефть. Нефтетрейдерам, торгующим импортным бензином, времени нужно немного меньше, где-то 2—3 недели. Почему же экспертная комиссия настаивает на повышении цен? По мнению директора Центра энергетических исследований Константина Бородина, группа Министерства топлива и энергетики не контролирует ситуацию на рынке, превратившись в «ручной» орган нефтетрейдеров. Они де-факто руководят этой комиссией. Именно поэтому в марте нынешнего года в министерстве изменили формулу расчета ценового коридора на нефтепродукты: из нее вдруг исключили цены на топливо отечественных производителей, которое дешевле импортного. Ситуация с ценами исказилась, что соответственно, вызвало их повышение. «Фактически цены на бензин привязали к мировым. А это неправильно, особенно по отношению к дизтопливу, которое у нас в основном отечественного производства», — говорит эксперт. Правда, выиграли от такого исключения и нефтетрейдеры, и отечественные производители, поскольку ценовой коридор экспертной комиссии един для всех. Получается, что украинские заводы могут зарабатывать на бензине даже на 10—15% больше, чем импортеры. Ясно одно — владельцы автотранспорта опять стали заложниками спекулянтов. В июле, по прогнозам экспертов, стоимость топлива достигнет 7 грн за литр. Хотя должна быть около 5,6—6 грн за литр.