Лишь 37% крупнейших компаний считают, что падение экономики прекратится в 2009 г. 62% ожидают восстановления в 2010 г., а 1% — в 2011 г. И лишь 2% оптимистов ожидают, что восстановление начнется уже в 2009 г. В конце мая аудиторская компания «Ernst&Young» провела третье по счету исследование «Влияние экономического кризиса на украинские предприятия». В опросе участвовали 117 компаний, более 70% из которых являются иностранными дочками. Об этом пишет газета Экономические известия
«Прогнозы украинских компаний, как и международных организаций и экономистов с мировыми именами, говорят о возможном V-образном выходе из кризиса. Украина — страна с волатильной экономикой, и она подвержена резким всплескам и падениям. Опрошенные нами компании прогнозируют начало восстановления экономики Украины в том же 2010 г., когда, по ожиданиям респондентов, должно остановиться падение украинской экономики», — подчеркнул управляющий партнер Ernst&Young Алексей Кредисов.
Эти выводы подтверждаются мнениями экспертов. «О нормализации в украинской экономике говорить еще очень рано. Особенно учитывая плачевное состояние внешних рынков и стабильно глубокий экономический спад», — отметил экономист компании Astrum Investment Management Алексей Блинов.
По его оценкам, кризисные явления сконцентрированы в бюджетной и банковской сферах. «Уже сегодня жесткий дефицит в бюджетной системе налицо, несмотря на усиление закрытости соответствующей информации. Рано или поздно недофинансирование расходных статей может дать о себе знать в форме новых отраслевых протестов или аварий на объектах инфраструктуры. В особой зоне риска находится коммунальная инфраструктура, ведь кризис не уменьшил потребление соответствующих услуг», — подчеркнул господин Блинов.
«Когда пройдет эйфория от урегулирования кризиса накачкой наличности, начнется вторая волна, которая будет намного хуже, так как она будет развиваться на фоне сильной инфляции. В Украине ситуация выйдет из-под контроля где-то в сентябре месяце. Основные причины: несбалансированный бюджет, отсутствие сильной власти, неспособность проведения непопулярных реформ», — считает вице-президент и инвестиционный управляющий Foyil Asset Management Ukraine Дмитрий Мошкало.
По его оценке, используемые сегодня монетарные методы борьбы с кризисом пока не приводят к реальным улучшениям. Единственное достижение — это отодвигание финансового сектора от пропасти банкротства. Однако это кажущееся благополучие, поскольку под контроль взято только одно из направлений — ипотека и производные бумаги. Зато ситуация с потребительским и корпоративным кредитованием остается под большим вопросом.
«Глобальное падение потребления приводит к сокращению производства, что, в свою очередь, отражается в росте безработицы, и новому витку падения. Выходом должно было стать перераспределение госресурсов через банки непосредственно в корпоративное и потребительское кредитование. Но банки деньги не пускают», — подчеркнул господин Мошкало.
Что касается конкретных проблем, от 62% до 73% опрошенных Ernst&Young компаний признали, что с наступлением кризиса ухудшились продажи, прибыльность, остатки наличных, возможности инвестирования в новые направления. Также уменьшились шансы привлечь капитал и заемные средства. 56% респондентов заявили, что стало труднее реализовать намеченную стратегию развития.
Это лучше, чем в феврале 2009 г. Тогда от 64% до 79% предприятий говорили об ухудшении таких показателей, как возможность инвестирования в новые направления, объемы продаж, остатки наличных, возможность инвестирования в капитальные программы и привлечения капитала и новых средств. Однако число тех, кто говорил о трудностях в реализации намеченной стратегии, тогда было меньше — всего 45% опрошенных.
Изменился и характер трудностей, с которыми сталкиваются компании. «В феврале 2009 г. наши респонденты выделяли проблемы финансовой направленности. Наибольшее ухудшение было отмечено в сфере привлечения капитала и заемных средств, а девальвация гривни была названа основной проблемой, с которой столкнулись предприятия. Сейчас мы наблюдаем, что основные проблемы, волнующие бизнес, касаются рыночного или экономического аспекта ведения бизнеса: в ответах респондентов первое место занимает падение продаж (ухудшение отметили 73%), прибыльности ( 70%) и кассовой позиции ( 64%) », — подчеркнул господин Кредисов.
В октябре 2008 г. 76%, а в феврале 2009 г. 77% компаний говорили, что в условиях кризиса будут сокращать затраты. В мае таких оказалось 78%. Такой же процент компаний намерены улучшать отношения с покупателями. 50% респондентов намерены увеличить долю рынка, а 46% — сохранить существующую.
Однако, подчеркивают в Ernst&Young, компании стараются не трогать персонал — эта статья сокращения расходов стоит лишь на пятом месте. 62% урезали или урезают расходы на маркетинг и сбыт, и это самая популярная мера. Также они активно пересматривают прибыльность отдельных продуктов и услуг, а также вынуждают арендодателей идти на уступки.
Впрочем, управляющий партнер Ernst&Young отметил интересную деталь. Казалось бы, основную обеспокоенность у 65% предприятий вызывает падение продаж. 77% респондентов отмечают падение продаж в 1-м квартале 2009 г. по сравнению с 1-м кварталом 2008 г. Тем не менее лишь 62% компаний — участниц обзора снизили объемы производства или предоставления услуг.
«Это означает, что есть 15% компаний, который держат производственные мощности на более высоком, чем это необходимо, уровне, надеясь на быстрый возврат к нормальной ситуации», — считает Алексей Кредисов.