Ну никак неймется белорусскому батьке Александру Лукашенко. Казалось бы, молочный скандал постепенно выдыхается — во вторник, к примеру, список разрешенной для ввоза в Россию сметанно-кефирной продукции расширился в два раза. Да и газовый конфликт замялся, не успев разгореться. Так ведь нет. Теперь президент Белоруссии взялся за российскую нефть. Он заявил, что настало время устроить естественный отбор нашим компаниям, которые поставляют в соседнюю страну «черное золото». Зачем белорусскому лидеру обострять отношения с Россией?
Обжегшись на молоке, Лукашенко дует на нефть
Во вторник на «Белорусском фронте» произошло два знаковых события. Во-первых, замминистра сельского хозяйства Белоруссии Михаил Савельев довольно сообщил, что Роспотребнадзор любезно расширил список разрешенной к ввозу в Россию молочной продукции практически в два раза — со 139 до 273 наименований. Белорусы теперь довольно потирают руки, приписывая себе полную и безоговорочную победу в молочном конфликте. И не без оснований надеются, что Россия продолжит постепенно добавлять их молоко и кефир в ассортимент своих магазинов. По заверениям Савельева, процесс специально организован плавно, «чтобы не допустить столпотворения на границе».
Во-вторых, Александр Лукашенко поручил правительству и собственной администрации до конца третьего квартала «проработать все проблемные технические вопросы поставок и переработки нефти в Белоруссии, а также определиться со списком поставщиков нефти в страну». Что является откровенным выпадом в сторону России.
Дело в том, что основной нефтяной поток в Белоруссию поступает из нашей страны в соответствии с согласованным балансом сырья Союзного государства на 2009 год в объеме 21,5 млн тонн. В целом этого количества нефти достаточно для полной загрузки производственных мощностей белорусских заводов. Но Лукашенко заподозрил российских нефтяников в том, что они в целях получения большей выгоды в отдельные месяцы не выбирают согласованные ранее квоты по поставкам сырья на белорусские перерабатывающие заводы, а ждут, когда на рынке сложится более привлекательная конъюнктура. Отсюда вывод — нужно искать других, менее меркантильных поставщиков.
События вторника свидетельствуют о том, что Россия не настроена громко ругаться с соседом, в связи с чем прощает белорусскому президенту и обмен «любезностями» с министром финансов Алексеем Кудриным, и последовавший бойкот саммита ОДКБ, и прочие грешки. Батька вроде тоже на амбразуру не бросается — к примеру, к обсуждению нефтяного вопроса пригласил всех российских экспортеров. И даже базу под это подвел:
— Иногда мы с Россией лоб в лоб сталкиваемся еще и по причине того, что предприниматели, бизнесмены и правительства начинают «выкатывать» вопросы на уровень президентов. Этого быть не должно. Ни я, ни Дмитрий Медведев не отказываемся решать вопросы, но только в том случае, если вы их решить не сможете.
За тремя зайцами…
То есть реверанс в сторону нашей страны Лукашенко сделать не забыл. Но еще старательней он раскланялся с Евросоюзом, вернее, с еврокомиссаром Бенитой Ферреро-Вальднер, которая в эти дни внепланово посетила Минск. Для переговоров относительно возможного кредита Белоруссии, которая сейчас нуждается по крайней мере в $7 млрд. Правда, для затравки госпожа Ферреро-Вальднер предложила всего 10 млн евро. Хотите больше? Соглашайтесь на приватизацию и продажу европейским инвесторам крупнейших предприятий страны.
Кстати, в свое время Москва согласилась по-братски одолжить Минску $2 млрд. Взамен Белоруссия в письменном виде пообещала, что после первого же транша в $1,5 млрд русские бизнесмены смогут купить 12 молочных заводов. Но слово и дело у Лукашенко уже традиционно не совпали. Заполучив две трети кредита, он решил, что пусть лучше их молоко прокиснет, чем Россия получит доступ к управлению заводами. В конце концов Москву обвинили в «рейдерстве», а белорусский лидер широко заулыбался Евросоюзу.
Впрочем, не только ему. Минск надеется получить примерно $2 млрд от Международного валютного фонда (МВФ). Тот в принципе согласился и даже выдал половину. Но, как известно, фонд благотворительностью тоже не занимается. За его щедрость придется расплатиться знаменитой белорусской социалкой, а это визитная карточка режима Лукашенко, пожертвовать которой для президента чревато расставанием с постом.
Кстати, такая же участь ждет его, если он согласится принять деньги от Евросоюза. Любезная еврокомиссар поставила условие — изменить Конституцию Белоруссии, чтобы она соответствовала евростандартам. Прежде всего речь идет о том, чтобы лишить президента возможности переизбираться бесконечно (это крайне недемократично). Естественно, что такой расклад вечного батьку не устроит ни при каких условиях. Но заигрывания с Евросоюзом — очень удобный способ держать Москву под высоким нервным напряжением.
— В этой мутной ситуации Лукашенко вечно пытается поймать рыбку. Как только речь заходит о белорусских товарах — у нас Союзное государство и общий рынок. Как только речь идет о российских товарах — у него суверенная страна, — прокомментировал «Известиям» ситуацию замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
По мнению эксперта, Лукашенко выбрал тактику пережидания — «авось этот кризис кончится раньше, чем у меня в стране все лопнет».
— Поэтому он так перья и распустил — Европе обещает демократию в Белоруссии, нам — вечную дружбу и воссоздание империи, — заключает Жарихин.
Правда, на этот раз Лукашенко может себя перехитрить — целиться в три объекта, а угодить в молоко. Вернее, в нефть, которая более вязкая. Зря он замахнулся на нефтяников — наше всё.