У НАК «Нафтогаз України» появился конкурент. Как сообщает «Коммерсантъ-Украина», с мая этого года компания «Промгаз Украины» народного депутата Руслана Богдана (БЮТ) начала импорт российского газа. Аналитики отмечают, что он не имеет перспектив, поскольку нарушает закон России об экспорте газа. А факт поставок в обход российской монополии, по их мнению, может негативно повлиять на взаимоотношения «Нафтогаза» и «Газпрома».
В мае компания «Промгаз Украины» поставила в Украину 13,5 миллиона кубометров российского природного газа, в июне – 13 миллионов, которые были экспортированы швейцарской Metcoal S.A., говорится в материалах Центральной энергетической таможни. Косвенно эту информацию подтверждают и данные Минэкономики: в мае газ поставлялся в страну по 270,95 доллара за тысячу кубометров (цена покупки газа «Нафтогазом» у «Газпрома» во II квартале) и 272,22 доллара за тысячу кубометров. Последняя стоимость – цена покупки газа новым декларантом.
Факт поставок российского газа в Украину подтверждает и собственник «Промгаза Украины», народный депутат Руслан Богдан (БЮТ). По его словам, поставляемый компанией газ добывается на Марковском месторождении (Ростовская область, РФ). «Собственник этого месторождения – украинская сторона», – уточнил он. Госкомнедр РФ оценивает промышленные запасы российской части Марковского месторождения в 14,7 миллиарда кубометров. Газ поставляется в Украину по газопроводу, соединяющему месторождение с Луганской областью, его пропускная способность – свыше 500 миллионов кубометров в год. В 2008 году добываемый на Марковском месторождении газ реэкспортировался в Польшу.
Таким образом, в Украине впервые со времени подписания январских газовых соглашений между «Нафтогазом» и «Газпромом» появился альтернативный импортер топлива. По соглашению между «Нафтогазом» и «Газпромом» в этом году Украина должна импортировать 41,6 миллиарда кубометров газа, а с 2010 по 2019 годы – по 52 миллиарда кубометров. «Уход от монополии – бесспорный плюс для конечных потребителей. Это создает предпосылки для здоровой конкуренции на рынке и возможности снижения цен», – отмечает почетный председатель набсовета концерна «Стирол» Николай Янковский.
Впрочем, аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров считает, что договор нарушает российский закон «Об экспорте газа». "Согласно ему, экспортером может быть только владелец единой системы газоснабжения, то есть 'Газпром„“, – напоминает он. Кроме того, в законодательстве РФ и Украины закреплена монополия на экспорт природного газа.
В „Нафтогазе“ вчера отказались от комментариев. А в „Газпроме“ заявили, что "все поставки газа осуществляются через единый экспортный канал – „Газпром-экспорт“. „Скорее всего, это произошло по недосмотру. Боюсь, этот экспорт не имеет перспективы“, – говорит Валерий Нестеров.
Сам Руслан Богдан утверждает, что его компания имеет официальное разрешение на импорт из России. „Это исключение сделано потому, что технически невозможно транспортировать газ по другим магистральным газопроводам. Технически возможно привлечь в газопровод и других добытчиков газа в России, но российская сторона этого не допустит“, – отмечает он.
Эксперты не исключают, что поставки российского газа в Украину в обход российской монополии могут повлиять на взаимоотношения „Нафтогаза“ и „Газпрома“. "Меня удивляет факт нарушения монополии „Газпрома“ на экспорт российского газа. В данном случае „Нафтогазу“ стоило бы вернуться к прямым закупкам газа в Средней Азии, – говорит директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. – Это помогло бы и Туркменистану, который оказался заложником монополии „Газпрома“.