С 7 сентября отменяется 13-процентная пошлина на ввоз автомобилей. “Газета по-киевски” выяснила, выгодно ли покупать машину, пользуясь летними скидками, или стоит ждать осеннего перелома.
13%-ная надбавка к ставкам таможенной пошлины на ввоз автомобилей действует в Украине с 6 марта текущего года. Весной, несмотря на слезные просьбы Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров не принимать драконовский закон о повышении таможенной пошлины, явно нарушающий принятые страной обязательства, ВР решила все-таки подлатать бюджет за счет автоимпортеров.
Что ждет рынок после отмены пошлин? Специалисты уверяют, что более “золотого” времени для приобретения машины, похоже, в обозримом будущем больше не будет. Те, кто накопил денег на покупку автомобиля и все еще ждет “самого-самого” дна авторынка, пора раскошеливаться.
Скидки стали единственным способом продаж этим летом. Например, в начале августа компания “Хонда Украина” ввела скидки от 8 до 16% на наиболее популярные автомобили модельного ряда.
— Мы снижаем цены на автомобили 2008 г., делая их более доступными украинскому потребителю, — сообщил по этому поводу руководитель отдела маркетинга и планирования продукции Александр Подолянко.
Однако щедрые жесты автоторговцев сейчас скорее говорят о желании “слить” застоявшийся товар в ожидании “чуда”, которое вот-вот наступит после окончания действия непомерной ввозной пошлины.
Хотя по логике ее уменьшение должно привести к падению цен на иномарки, по данным информационно-аналитической группы AUTO-Consulting, “шары” не будет. Скорее наоборот — после 6 сентября начнутся поставки новых партий автомобилей, которые закупались и будут растаможиваться по курсу более 10,7 грн/евро, и более 7,6 грн$. Таможенное оформление и другие налоги будут уплачиваться исходя из тех же цифр.
Это означает, что в гривневом эквиваленте автомобили подорожают, и даже снижение маржи и акции не приблизят цены к прежнему уровню. Участникам рынка придется быть очень осторожными в формировании новых заказов, учитывая запасы старых партий у конкурентов.
Кроме того, закупка больших партий авто 2009 года выпуска — рисковое дело, их может постичь судьба “залежавшейся” продукции 2008-го. В AUTO-Consulting полагают, что самое “золотое” время для покупки авто уже наступило и продлится до начала сентября, ведь “годовалые” машины традиционно теряют в цене, и автодилеры попытаются “очистить” склады.
Нет спроса — нет ввоза
Первое полугодие 2009-го опустило торговцев “ниже плинтуса”: за этот период, по данным Autonews.ua, автомобильный рынок уменьшился на 80%. Многие компании вообще отказались от ввоза иномарок. Но покупатель этого не заметил — ведь очередей в автосалоны уже давно нет. Не помогло ограничение импорта и отечественному производителю: по данным Минпрома, автопроизводство в Украине в первом полугодии 2009-го сократилось на 84%.
Так, не получив особой выгоды, государство добавило проблем авторынку. Только за первый месяц лета в стране было продано всего 11,2 тыс. автомобилей, что почти в пять раз меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Впрочем, по мнению экспертов, дело скорее не в 13%-ной надбавке, а в снижении покупательской способности украинцев, которым стали недоступны кредиты.
Удешевления ждать не стоит
Стремясь удержаться на плаву, многие автосалоны пошли на распродажи или спецусловия приобретения автомобилей. Если в прошлом году продажи автомобилей в кредит составляли около 70% от общего объема, в 2009-м уже 4—6%. Между тем, по информации Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров, сейчас на складах скопилось порядка 70 тыс. автомобилей. При нынешних темпах продаж этих запасов вполне хватит до конца 2009 года.
— Худшие времена для отечественного автопрома миновали, — полагает гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. — Но все равно украинцам не станут выдавать кредиты без значительного первоначального взноса. Будет как за границей — нужно внести предоплату минимум 50% стоимости авто.
По словам Елены Чиженко, пиар-координатора компании, “Хонда-Украина”, как и многие другие участники украинского авторынка, после сентябрьской “оттепели” на таможне начнут активно ввозить автомобили после полугодичного перерыва, вызванного полной экономической нецелесообразностью импорта.
До сих пор основная масса автодилеров продавала автомобили, приобретенные по старому курсу доллара 4,85 или 5,05, то есть даже до введения пошлины, поэтому могла позволить себе идти на уступки покупателям, — рассказывает Чиженко. — Однако удешевления новых автомобилей ожидать не стоит. У компании “Хонда-Украина” автомобилей 2008о года выпуска осталось совсем немного, и мы надеемся их распродать.
Знаток
“Автомобильного бума не случится — кредитование не возобновилось”
Александр ЖОЛУДЬ, специалист Международного центра перспективных исследований:
— За те полгода, что действовала надбавка, существенных доходов в казну она все же не принесла, ведь состояние экономики ухудшалось. А то, что позже Кабмин упразднил действие этой надбавки при импорте всех товаров, кроме авто и холодильников, было продиктовано в первую очередь интересами украинских производителей аналогичной техники, представители которой присутствуют во власти. Когда 13%-ю надбавку отменят, бума не случится — ведь массовое кредитование до сих пор не возобновилось, а значит спроса больше попросту нет.