Мы все должны понять, что живем в стране с жестким государственным регулированием, мало похожим на страны ЕС, куда мы так отчаянно стремимся. В отличие от ЕС, бизнес и власть в Украине похожи не на равных партнеров, а на дойную корову и ее плохого хозяина. Причем в последнее время этот хозяин передумал свою корову кормить и, возжелав получить больше молока, дал команду сильнее ее доить.
Подобные ассоциации приходят на ум, когда анализируешь ту энергию, с которой наша власть выкачивает деньги из бизнеса. Правительства всех цивилизованных государств мира стремятся ослабить налоговое давление на бизнес, чтобы как можно больше компаний смогли пережить нынешний кризис. В Украине, экономика которой более других страдает от кризиса, все наоборот.
Меня всегда удивляло понятие “план сбора налогов” — уникальный по своей циничности инструмент, выполнение которого преподносится как выдающееся достижение власти. На прошлой неделе Государственная налоговая администрация отрапортовала о том, что в июле в государственный бюджет поступили 8 675 млн. грн., или 102% от плановых показателей. При этом общий фонд госбюджета пополнился на 7 761,8 млн. грн., что на 539,5 млн. грн. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Откуда? Сколько налогов взыскано в счет будущих платежей? Цифры ущерба, нанесенного экономике вследствие выкачивания этих денег, не приводятся.
Забывают чиновники упомянуть и о том, что ради сиюминутного повышения налоговых сборов приходится идти на нарушения законов. В качестве яркого примера можно привести скандальное постановление Кабинета министров №366 от 14 апреля 2009 г., согласно которому с 1 мая повышены пенсионные отчисления для частных предпринимателей — плательщиков фиксированного и единого налога.
Согласно действующему законодательству, любые изменения налогового законодательства вступают в силу с нового года и не ранее, чем через шесть месяцев после их принятия. Сокращение этого периода до 18 дней в постановлении №366 можно объяснить либо тем, что в правительстве работают слабые юристы (во что не хочется верить), либо тем, что перед ними поставлена цель и рекомендовано не быть особо щепетильными в средствах и методах ее достижения.
То, что нормативные акты противоречат законодательству, отнюдь не означает, что их можно просто и без последствий игнорировать. Промедление с уплатой налогов может очень быстро обернуться для предпринимателя или компании серьезными проблемами вплоть до потери свободы и имущества. Не удивительно, что большинство предпочитает отдать деньги. В Украине появились компании, которые под нажимом правительства заплатили налоги на прибыль на полгода вперед, не зная, будет ли у них эта прибыль. Других произвол в налогообложении подталкивает к уходу в тень или закрытию бизнеса.
Очевидно, что со сжимающейся украинской экономикой, падение которой измеряется двузначными цифрами, не получится бесконечно увеличивать или даже сохранять объемы выкачки денег. Стягивая налоговую удавку, правительство перекладывает сегодняшние проблемы на завтра. Вопрос в том, когда начнется обвал налоговых сборов: до выборов или после? А это, как вы понимаете, огромная разница.