В поисках выхода из кризиса многие обращаются к опыту 1998 года. В этой связи раздаются призывы резко девальвировать рубль. Есть мнение, что этот шаг поможет промышленности: спрос на российские товары вырастет, появятся рабочие места. Однако аналитики предупреждают об опасностях необоснованного и непродуманного ослабления курса национальной валюты, которое ударит по российским предприятиям сильнее, чем поможет им.
«Наша экономика находится в очень тяжелом состоянии. Чтобы помочь промышленности, нужна, на мой взгляд, кардинальная мера, надо резко — на 30-40% девальвировать рубль. От этого выиграют все — продукция станет конкурентоспособной, выиграют люди — заводы заработают, появятся рабочие места, выигрывают банки — начнут поступать долги от предприятий. Ну и долги предприятий обесценятся, потому что девальвация сопровождается инфляцией», — заявил член Национального банковского совета (НБС), депутат Госдумы Анатолий Аксаков (цитата по РИА «Новости»). Депутат основывается на опыте предыдущего кризиса.
Мощностей не хватает
Руководитель аналитической службы ИФК «СОЛИД» Виталий Карбовский считает, что сравнивать 1998 и 2009 год нельзя. Сейчас ситуация не столь радужная, как 11 лет назад. Кризис более долгоиграющий, и население уже начало экономить. По идее, девальвация должна способствовать повышению спроса на российскую продукцию. Но сейчас не столь высок незадействованный потенциал отечественного производства.
В 1998 году простаивало от 20 до 50% мощностей в различных отраслях промышленности. Сейчас такого объема незагруженных производств нет, кроме того, за эти годы произошло выбытие мощностей, а новые практически не вводились. Эффект от девальвации будет гораздо ниже, чем рассчитывает правительство, говорит эксперт.
Рассмотрим более детально товары, без которых нельзя обойтись, — продукты питания, лекарства, одежда. По словам аналитика БКС Татьяны Бобровской, отечественные производители продуктов питания далеко не всегда готовы заместить импортные товары. Например, мясо внутри России пока нереально производить в нужных для рынка объемах. Исключение — свинина, в этом сегменте наблюдается рост. Производители молочных товаров могут увеличить предложение, но им нужны дополнительные инвестиции.
На рынке лекарств также наблюдается непростая ситуация. По данным Роспрома, более 70% от общего объема продаж приходится на импортные препараты, лишь 5% готовых лекарств производится на основе отечественных субстанций. Кроме того, «на российском рынке полностью отсутствуют такие важные и жизненно необходимые лекарственные средства отечественного производства, как антибиотики новых поколений, противотуберкулезные, онкологические и обезболивающие препараты, инсулин», сообщает ведомство.
Татьяна Бобровская отмечает, что в фармацевтической отрасли производственных мощностей немало, но не у всех уровень технической оснащенности позволяет производить современные лекарства, кроме того, нет патентов.
Государство предпринимает ряд шагов в направлении импортозамещения. Роспром заявил о создании холдинга, в который войдет два производственных предприятия и четыре московских НИИ. Этот холдинг должен будет разрабатывать и производить оригинальные отечественные препараты. Со временем увеличить долю отечественных товаров на этом рынке удастся, но это проект на несколько лет, говорит аналитик.
Легкая промышленность сильно отстает от объемов спроса, и ей не хватит и пяти лет для наращивания производства. Импортные бренды одежды не станут переносить производство в Россию, так как в Китае и других азиатских странах рабочая сила дешевле, рассказывает Татьяна Бобровская.
Что касается спроса, то в условиях падения доходов доля покупателей, лояльных к отечественным товарам, растет. По данным исследовательской компании «Комкон» (охват 34 тысячи человек из 60 городов России), во втором квартале 2009 года 58,6% респондентов готовы купить российскую продукцию (в первом квартале таковых было 48,9%). Такое поведение наиболее характерно для женщин старше 45 лет, не имеющих высшего образования и с доходом меньше 9 000 рублей в месяц.
Товары длительного спроса
По многим видам продукции наша промышленность, тот же автопром, отстала от зарубежных конкурентов. В сегменте товаров долгосрочного пользования (автомобили, телевизоры, холодильники) отвоевать долю рынка будет очень сложно. Целый ряд товаров в России вообще не производится, либо по качеству слишком сильно уступают зарубежным аналогам. Люди, «распробовавшие» импортные товары, предпочтут копить на более дорогие автомобили, технику, бытовые товары, но не станут покупать отечественные заменители, считает Виталий Карбовский.
Эксперт напоминает, что, в отличие от 1998 года, сейчас огромное количество людей уже поездило на иномарках и не захочет возвращаться на отечественные автомобили. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на март 2009 года, за три года произошло значительное обновление личного автопарка за счет иномарок. Доля семей с автомобилями отечественных марок упала с 75% до 63%, а владельцев иномарок стало в полтора раза больше: с 27% в 2006 году до 41% теперь.
Если в 2006 году наши сограждане чаще всего делали выбор в пользу приобретения автомобиля отечественного производства (54%), а иномарку предпочитали только 39%, то теперь 49% из тех, кто собирается купить машину, выберут зарубежную марку и лишь 22% — отечественную, сообщает ВЦИОМ. Лишь 36% респондентов считают, что в некоторых ситуациях российские машины даже лучше иномарок. Еще 35% полагают, что, если не хватает денег на иномарку, можно купить и отечественный автомобиль. 16% наших сограждан принципиально настроены против отечественного автопрома.
Экономика в целом
Главный аналитик ИФК «Солид» говорит, что можно было бы рассчитывать, что в промышленности будет осуществлена закупка новых технологий и оборудования. Но не так много российских технологий можно внедрить взамен зарубежных. А кризис тем более не способствует внедрению. На внешние рынки мы поставляем продукцию очень узких сегментов (например, оружие), не предназначенных для массового спроса, либо сырье (металлы, лес, газ, нефть). Ожидать изменений здесь также не приходится.
Девальвация может помочь отдельным отраслям. Но необходимо просчитать, какой курс рубля выгоден российской промышленности в целом. Пока что все высказывания по поводу благоприятных последствий девальвации для наших предприятий — это популизм, говорит Виталий Карбовский. «Я еще не встречал исследований, детального анализа, какой курс наиболее выгоден, скажем, для нефтяников, для металлургов, для легкой промышленности, а также для экономики в целом. Кроме того, у банков, предприятий и населения много долгов, номинированных в валюте. В итоге девальвация может помочь одному, а троим усложнит ситуацию», — предупреждает аналитик.
Между тем, по мнению Виталия Карбовского, девальвация неизбежна. «Но важно тактически выстроить позиции. 32 рубля за доллар — это нормальный курс с точки зрения объемов золотовалютных резервов, нет и внешних сигналов — нефть не подешевела до 20 долларов за баррель. Нельзя девальвировать рубль непродуманно. Представим, что мы сейчас искусственно ослабим национальную валюту, а через какое-то время нефть рухнет. И нам придется снова ронять курс рубля», — говорит Карбовский. В 1998 году внешние факторы были более предсказуемыми. А сейчас мир может столкнуться с гонкой девальваций, и Россия не получит преимуществ от ослабления рубля.