По его словам, из заявлений начальника порта «Южный» следует, что руководству порта безразлично, сколько иностранное судно простоит на рейде. Официальная причина отказа – отсуствие в обязательном реестре порта причала № 21, к которому должен пришвартоваться китайский тяжеловоз. Не смотря на то, что причал построен и все документы были поданы 2 месяца назад, руководство порта отказывается его регистрировать.
Новый причал должен появиться в карте мирового судоходства — тогда его увидят все судовладельцы. Для этого начальник порта должен всего лишь издать свой Приказ «Включить причал № 21 в список причалов порта Южный».
«При этом руководство порта использует некую внутреннюю нормативную документацию, на основании которой требует от стивидора подписания договора об отсутствии материальных претензий. А они порту предъявлены и дело рассматривается в суде. Но связаны претензии не с 21-м причалом, а с дноуглубительными работами, проведенными другой компанией», — заявил Вадим Пархоменко. Он подчеркнул, что сегодня судно с уникальным для Украины оборудованием, по сути, оказалось в подвешенном состоянии, поскольку причал, предназначенный для его выгрузки и работы заблокирован портом.
В то же время в пресс-релизе, распространенном накануне ООО «ТИС» говорится, что при оформлении построенных причалов никакого «соглашения об отсутствии материальных претензий» порт не требовал. В частности, причалы № 19 и 20 были включены в Обязательные постановления по порту (ОПП) без каких-либо договоров. Представители «ТИС» также утверждают, что в Кодексе торгового мореплавания нет упоминаний о праве начальника порта требовать у третьей стороны отказа от своих имущественных прав.
Представители Ассоциации утверждают, что причалы 21 и 22 — это самые глубоководные и самый длинный причальный фронт Украины, предназначенный для обработки самых больших контейнеровозов в мире, с уникальной колеей подкрановых путей, размахом в 30м. подобной которой в Украине нет. «Блокировать выгрузку подобного оборудования – означает сорвать ввод в действие современного контейнерного терминала и испортить отношения с крупнейшим производителем портового оборудования в мире – китайской компанией ZPMC. Что приведет уже к международному скандалу» — отметил Вадим Пархоменко.
В данный момент в Ассоциации видят единственный выход – принять оборудование на причале № 21, а уже потом решать вопросы, которые связаны с любыми имущественными спорами. Оборудование даст возможность полноценно работать новому контейнерному терминалу уже через несколько месяцев. Выигранное время можно потратить на решение спорных вопросов с портом «Южный». Вадим Пархоменко подчеркнул, что начальник порта «Южный» Юрий Крук понимает тот факт, что у ТИСа нет выбора по выгрузке техники, и поэтому своим запретом пытается заставить «ТИС» решить «старые» вопросы материального характера.
"Мы, как Ассоциация поддерживаем инвестора, который работает на благо Украины. Ведь в страну инвестируется огромный капитал. Стоимость современного оборудования, купленного „ТИСом“ около 26 миллионов евро. Аналогов ему нет не только в Украине, но и в Черном море. Поэтому мы намерены активно обращаться к государственным структурам, чтобы решить вопрос постановки китайского судна к причалу №21 — резюмировал Вадим Пархоменко
На борту китайского судна „Zhen Hua 11“, прибытие которого ожидается 26 августа, находится основное технологическое оборудование для нового контейнерного термина — 3 причальных и 10 тыловых контейнерных перегружателей. Это крупнейший контракт на поставку перегрузочной техники из Китая в Украину, а также в Восточную Европу. День простоя судна на рейде будет стоить около 40 тысяч долларов. Задержка портом судна также затормозит пуск контейнерного терминала, который станет одним из крупнейших в черноморском регионе. Общая сумма инвестиций в терминал составляет 100 миллионов евро.
В случае срыва пуска работы терминала госбюджет будет ежемесячно терять 15 миллионов гривен. Ранее руководство порта „Южный“ на протяжении 11 дней блокировало на рейде испанское судно „Scan Oceanic“, следовавшее на тот же причал ТИСа, что привело к налоговым потерям для государства в размере 1 миллиона гривен.