Пока политики ведут острейшие дискуссии про напряженную международную обстановку, избирателей избирателей беспокоят совершенно другие материи.
По данным недавнего опроса Киевского международного института социологии, больше всего “боятся” граждане Украины (54% опрошенных) роста цен. Причем две трети респондентов ( 65%) считают, что власть должна в первую очередь решать именно проблему цен и тарифов — а не вступать, к примеру, в НАТО или объявлять этому блоку войну.
Текущий экономический момент отличается следующими особенностями. Первое: стремительно дорожает все, и в первую очередь, — продукты питания. По сравнению с весной 2007 г., цены повысились в среднем на 22%, но некоторые виды продовольствия, например подсолнечное масло, подорожали с того времени на 40-70%.
Второе: Украину, как объявлено на прошлой неделе, ожидает рекордный урожай зерновых — 40-50 миллионов тонн. Этот суперурожай придется на растущий мировой спрос на пшеницу и другую продукцию растениеводства, поэтому сельхозпроизводители и агробизнес могут рассчитывать на успешную жатву, финансовое и техническое оздоровление. Само собой, должны полностью удовлетвориться потребности внутреннего рынка, пополниться запасы Госрезерва и других “закромов Родины”.
Кстати, это стало известно специалистам не вчера, но еда продолжает повышаться в цене. Чтобы спрогнозировать, как отразится урожай на продуктовых ценах второго полугодия, стоит вспомнить аграрную политику последних лет.
Как сдерживать цены так, чтобы они росли?
Проблема цен особенно обострилась в последние годы, когда наблюдается регулярный рост “социальных” выплат из бюджета. Разумеется, политики и приближенные к ним экономисты спорят о том, чьи именно решения “подстегивают” инфляцию, рост каких цен, и в какой период, был результатом субъективных ошибок и “заговоров” и т.д.
Однако с подорожанием продуктов приходится бороться и конкретно, в частности, — непосредственно влияя на рынок и операторов. В этом власть преуспела: начиная с 2003 г., возросла интенсивность регулирования цен, а с 2006-го такие меры приняли системный характер. На фоне “слежения” за рентабельностью аграрного и торгового бизнеса, правительство начало жестко регулировать объем предложения.
Напомним, кабинет Януковича отреагировал на рост продовольственных цен резким квотированием экспорта зерновых. Квоты на зерно в 2007 г. составили около 2 миллионов тонн, — около 5% урожая 2006 г. Эта мера была призвана удержать трейдеров и фермеров от массового вывоза зерна за рубеж, где цены в то время (как и сейчас) уверенно росли. В частности, правительство поставило задачу пополнить запасы Госрезерва по приемлемым, как заявлялось, ценам.
Урезание экспорта было воспринято отраслью “в штыки”, на власти посыпались обвинения в разорении агробизнеса и “сгнаивании” урожая. По некоторым данным, потери производителей зерна составили около 1,3 миллиарда долларов Скандал стал международным, поскольку убытки потерпели и западные зернотрейдеры.
Однако квоты на экспорт зерновых с тех пор не были ни отменены. Министр аграрной политики Юрий Мельник, сохраняющий свою должность уже в третьем (!) правительстве, остается приверженцем широкого квотирования. И уже добился дальнейшего применения метода: в начале марта текущего года Кабмин решил жестко квотировать вывоз подсолнечника и продуктов его переработки. Но агропереработчики настаивают на необоснованности и непрозрачности квот, и снова заявляют: «давлению не поддадимся, внутренние цены не снизим».
Таким образом, в Украине с 2006 г. действует режим экспортно-ценовых ограничений в ведущих отраслях АПК. Но, возвращаясь к ценам на продуктовых прилавках, можно утверждать: многолетний эксперимент по их «закручиванию», как известно, провалился. «Запретительная» борьба даже не давала сиюминутных, тактических результатов.
Вспомним: только правительство отрапортует о соответствии цен «заданным параметрам», как начинает выплывать информация о том, как это достигнуто. Если власти проявляли рвение в работе с недобросовестными торговцами — сорта хлеба с госфиксированием цены исчезали из продажи. С мясом, подсолнечным маслом и т.д. поступали еще проще: розничные продавцы успешно саботируют «ценовые» проверки. Участились случаи производства некондиционных продуктов: экономия…
Почему «кнут» не работает
Разбирать отечественные методы регулирования розничных цен даже стыдно, настолько они примитивны и бездейственны, причем по сугубо неэкономическим причинам.
Однако ограничения на экспорт, широко используемые в Украине последние годы, являются простой мерой, придуманной отнюдь не министром Мельником. Их используют (точнее, использовали до появления Всемирной Торговой Организации), многие правительства. В чем же проблема с ценами?
Эксперты подчеркивают: запретительные меры у нас дают отрицательные результаты, поскольку не сопровождаются стимулированием и применяются «своеобразно». В Украине государственные дотации и льготы сельхозпроизводителям присутсвуют скорее номинально (почему — отдельный вопрос к аграрному блоку всех последних Кабминов) Тогда как в развитых странах такая помощь является решающим бизнес-фактором. И вот, в условиях выживания агропроизводства, украинское государство ограничивает экспорт и розничные цены. При этом, считают независимые специалисты, существенно завышаются объемы внутреннего рынка: семян и масла можно вывезти намного больше, чем позволяет правительство.
Так наносится мощный удар по бизнесу переработчиков, трейдеров, и, что главное, — самих аграриев. Невозможность из года в год заработать на внешнем рынке приводит к затоваренности, убыточности, невозвращению кредитов, нереальности обновления техники. И к застою зарплат на селе (где, кстати, самые высокие розничные цены на недомашнюю еду).
Аграрная власть, в лице бессменного министра Юрия Мельника, не может понять, что голые запретительные меры надежно стимулируют рост цен следующего сезона. Ведь каждая завышенная квота, каждое залеживание продукта — это не просто ошибка, а удар по планам бизнесмена на будущий год. Так, невозможность продать большую часть урожая 2006 г. за границу “выбила” соответствующих трейдеров из их международных ниш, нарушила контрактные и кредитные отношения. Украина теряет позиции на мировом зерновом рынке.
А значит, все эти господа “недодадут” в нынешнем году и без того бедствующим фермерам. Те, в свою очередь, недокупят комбайны, удобрения, недонаймут работников. Если вообще не окажутся в “долговой яме” у банкиров. Разорятся мелкие производители подсолнечного масла. Вот реальный путь НЕ получить рекордный урожай, который уже анонсировали власти. И, как следствие, покорить новые ценовые “высоты”. Аккурат к началу президентской избирательной кампании.
Так уже давно случилось в мясомолочном секторе Украины. “Никакая” стимулирующая политика, в сочетании с попытками регулирования цен и импортом, привели к катастрофическому сокращению поголовья скота — его стало невыгодно выращивать. В результате наблюдается, как заявил 25 марта г-н Мельник, “объективный” дефицит мяса.
Негативное влияние запретительных мер обостряется системной проблемой: нехваткой в отрасли складских мощностей. По данным Украинской Зерновой Ассоциации, площадей для хранения зерна в стране хватит на 30 миллионов тонн, а переходные остатки и объемы нового урожая могут достичь 50 миллионов тонн. Еще острее эта проблема в овощеводстве, садоводстве, мясомолочном секторе. То есть, установи государство хоть нулевую экспортную квоту, агробизнес физически не сможет сохранить и распродать произведенное внутри Украины. Странно, что Министерство аграрной политики об этом не задумывается.
Частные интересы в борьбе с ценами?
Как показано выше, рыночная неадекватность агрорегуляторной политики налицо. На фоне этого не хочется верить в сигналы о том, что отдельные элементы такой политики связаны с частными интересами влиятельных агробизнесменов. Первое, на что указывают эксперты в связи с квотированием подсолнечника — самые большие производители масла, которые не проиграют, в отличие от крестьян и мелких конкурентов. Они смогут после введения квот не только “выбить” их для себя, но и скупить сырье по сниженной цене. А квотирование экспорта фуражного зерна, разоряющее хлеборобов, — на руку одной птицеводческой компании-монополисту.
В 2006-м Мельник, напомним, был «министром-коммунистом». Причем «продовольственный курс» всех правительств, которые почтил своим присутствием Мельник, соответствует именно советскому опыту, — как по методам, так и по результатам.