Где в России удобнее всего зарабатывать деньги и развивать свой бизнес? Журнал «Форбс» опубликовал рейтинг наиболее привлекательных городов.
В списке 85 городов. Это только те, где живет не менее 200 тысяч человек. «Форбс» учитывал: несут ли сюда деньги инвесторы, есть ли льготы для бизнеса, как обстоят дела с преступностью и образованием, есть ли возможность быстро добраться до Москвы. Кстати, столица и Петербург были исключены. Так что список передовиков, по версии "Форбс": Краснодар, Калининград и Казань.
Заманиванию толстосумов-инвесторов в Краснодар (да и другие города, но Сочи пока — на 11-м месте) глава края Александр Ткачев посвятил все семь лет работы на посту губернатора. „Мы стараемся, чтобы предприниматели получали пакет документов для бизнес-проекта и не бегали по инстанциям, — говорит он. — Это главная особенность“.
С одной проблемой губернатору пока справиться не удалось — пробки в Краснодаре не хуже, чем в Москве.
Второе место Калининграда вызвало у некоторых местных бизнесменов удивление. Они считают оторванность города от остальной России недостатком. „Невозможно расширить рынок сбыта“, — сетует производитель строительных смесей Анатолий Ковалев.
Однако обособленность региона позволила ряд изъянов превратить в плюсы. „В Калининграде предприятия растут, не опасаясь конкуренции извне, — считает кандидат экономических наук Алексей Матвеев. — А потом выходят на российский рынок“.
Преимущество „серебряного призера“ списка — Казани — сильная банковская система. И по обеспеченности торговыми площадями город опережает даже Москву. Среди достижений — реформа в организации общественного транспорта: маршруты автобусов изменены в зависимости от пассажиропотока.
— Для создания нашего центра операционной поддержки клиентов изначально мы рассматривали 12 городов, но в итоге остановили выбор на Казани, — говорит вице-президент ДжиИ Мани Банка Екатерина Тутон. — Это регион с развитой инфраструктурой, с широким выбором площадей для аренды, с большим количеством квалифицированных кадров. Казань находится относительно недалеко от столицы, есть регулярное авиасообщение с Москвой, Санкт-Петербургом и зарубежьем.
Главные недостатки столицы Татарстана — высокие тарифы на подключение электроэнергии и дефицит офисов класса А.
Но если все передовики заманивают бизнес по-разному, то отстающие „несчастны“ одинаково. Бийск — один из замыкающих список „Форбса“. После него только Курган. Но ситуация в Бийске для депрессивных городов очень характерная. Крупнейшие предприятия города -оборонные заводы.
Бийск не раз пытался „переквалифицироваться“. Некоторое время назад здесь даже начинали делать автомобили — собирали китайские джипы „Адмирал“ (копия „Тойоты-Серф“). Но „Адмирал“ стоил дорого — 600 тысяч рублей. И оказалось, китайцы, копируя „Тойоту“, делали ее под себя в прямом смысле — в „Адмирале“ россиянину было тесно.
Попытки создать новые производства затухают быстро.
— Четвертый год бьемся, пытаясь создать мусороперерабатывающий завод, — говорит Борис Антонов. — Ежегодно на свалках Бийска прибавляется по 200 тысяч тонн отходов. Мы дали бы городу 400 рабочих мест. У нас есть деньги, земля, помещения, проект. Нам нужно только согласие властей. Но мы не можем его добиться.