Главная » Компании » Конкуренция по-украински

Конкуренция по-украински

Вы мечтали побывать в Бразилии или на Филиппинах? Тогда вам в Крым. Вы практически не заметите разницы.

Особенно, если смотреть с точки зрения конкурентоспособности региона. По крайней мере, так утверждает «Отчет о конкурентоспособности Украины 2008», подготовленный специалистами Всемирного экономического форума совместно с отечественным Фондом «Эффективное управление», пишет «FINANCE.UA» со ссылкой на «Инвестгазету».

Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI) является фирменным продуктом Всемирного экономического форума. Но в этом году он был впервые применен не только к государствам — конкурентам, но и к регионам отдельной страны. Этой отдельной страной стала Украина, а под «прицел» попали двенадцать областей — Винницкая, Днепропетровская, Донецкая, Закарпатская, Львовская, Полтавская, Сумская, Херсонская, Хмельницкая и Черкасская, а также АР Крым и город Киев.

Регионы-лидеры

Наиболее подготовленной для соперничества с экономиками мира оказалась столица. Киев находится на одном уровне развития с Хорватией. Главное достоинство столицы — более развитая инфраструктура и инфляция ниже, чем в остальных регионах, а также более качественное образование и медицинские услуги. Однако по некоторым параметрам Киев показывает худшие результаты в Украине. Определенные отрасли киевской экономики контролируются несколькими бизнес-группами, что существенно ослабляет конкуренцию. А утечка мозгов ставит Киев на один уровень с некоторыми африканскими государствами.

Днепропетровская область стоит на почетном втором месте, куда ее вывели первое место в стране по качеству автомобильных и железных дорог, гибкость в установлении заработной платы и способность к инновациям (на 29-м месте в мире). Здесь государственное регулирование не считается слишком обременительным. Однако жалобы от бизнеса все-таки поступают — на неэтичное поведение фирм, а также на влияние политиков и бизнесменов на решения судов.

Немного позади, где-то между Казахстаном и Эль-Сальвадором, находится Закарпатье. Но эта область опередила Донецкую, а также всю Украину (как страну). Все это — благодаря наиболее качественной работе госорганов и самым эффективным товарным рынкам в стране (45-е место в мире). Но и у этого «бронзового призера» свои проблемы — недоступность кредитов и плохая инфраструктура.

«Неуд» для Украины

В целом же Украина проявляет себя далеко не как самый сильный конкурент для экономик мира. По шестибалльной шкале — на «слабую четверочку» (точнее, 3,98 баллов). Из-за этого наша страна попала лишь на 73-ю «строчку хит-парада» среди 131 страны-конкурсанта. «Хотя Украина менее конкурентоспособна, чем большинство стран ЦВЕ, ее позиции лучше, чем у многих государств СНГ, — анализируют успехи нашей страны авторы отчета. — И все же оценка конкурентоспособности Украины в течение последних десяти лет не улучшилась, несмотря на значительные усилия по проведению реформ. Это отличает ее от других стран региона, таких как Польша и Россия».

Украина отстает из-за того, что уделяет внимание совсем не тому, что нужно в ее положении. Приоритеты государства должны зависеть от того, условно говоря, к какой группе оно принадлежит.

Всего выделяют три группы. Первая — факторно-ориентированные экономики. К ним принадлежат Индия, Молдова, Таджикистан… Вторая группа — экономики, ориентированные на эффективность. В их числе — Бразилия, Литва, Польша, Россия, Таиланд. И, наконец, третья группа — инновационно-ориентированные экономики. Среди них — США, Германия, Франция, Япония, Корея. Кроме того, эксперты выделяют еще и две переходные группы. Украина относится к категории стран, переходящих от факторно-ориентированной экономики к ориентации на эффективность. Ей, как и Китаю, Казахстану и Венесуэле, попавшим с Украиной в группу «кочевников», чтобы перейти в высшую лигу, необходимо получать лучший балл если не по всем параметрам, то хотя бы по «профильным».

Всего существует двенадцать "слонов"-параметров, на которых „стоит“, как считают составители GCI, конкурентоспособность страны. Это государственные и общественные учреждения, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здравоохранение, начальное и высшее образование, профподготовка, эффективность рынка труда, эффективность рынка товаров (включая и рынок услуг), уровень развития финансового рынка, оснащенность новыми технологиями, размер рынка, уровень развития бизнеса и инновации. Для Украины приоритетными должны быть первые четыре. Однако именно по ним наша страна значится среди отстающих. Факторы же, по которым у Украины наивысшие баллы, существенны для модернизации и инноваций, то есть для более продвинутых экономик, а не для Украины.

Взять, к примеру, государственные и общественные институты. Здесь Украина занимает 16-е место… с „хвоста“. Как отмечается в отчете, вероятно, „инфекция“ непрозрачности, финансовых махинаций, коррупции и фаворитизма просочилась из Киева, из центральных госорганов в регионы. В результате — нецелевое использование бюджетных средств и кумовство уже никого не удивляют и лишь в очередной раз являются подтверждением низкого уровня доверия к политикам. Что касается макроэкономической стабильности, то и Польша, и Литва, и Россия, и Казахстан, и даже США — все они впереди Украины.

Впрочем, как показал опрос, проведенный в прошлом году среди бизнес-лидеров, вовсе не инфляция или проблемы с доступом к капиталу (самые слабые стороны Украины, по мнению составителей GCI) мешают развитию бизнеса в нашей стране. „Хотя украинская экономика продемонстрировала значительную устойчивость к политической нестабильности, начиная с 2004 года, и продолжала расти быстрыми темпами, — отмечается в отчете, — бизнес все еще расценивает нестабильность политической ситуации как основной барьер, стоящий на пути развития“.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.