Главная » Компании » Отказ России от украинских военных услуг: натовский след или своя тактика

Отказ России от украинских военных услуг: натовский след или своя тактика

Отказ РФ от продукции ОАО «Мотор Сич» (МС) нанесет ущерб самой РФ и никак не отразится на украинском предприятии, уверены на МС. Вместе с тем украинские эксперты по вооружению обеспокоены общим состоянием дел в украинском ОПК, зависимость которого от РФ еще очень сильна.

На днях в РФ с подачи премьер-министра РФ Владимира Путина прозвучало официальное заявление о том, что Россия намерена отказаться от услуг украинских поставщиков двигателей для крылатых ракет. Об этом заявил генеральный директор Всероссийского НИИ авиационных материалов Евгений Каблов. Двигатели для крылатых ракет, которыми оснащаются российские подводные лодки и стратегические бомбардировщики, сейчас поставляет запорожский завод «Мотор Сич» — крупнейшее в СНГ авиамоторное предприятие. Часть «экспертов» сразу же усмотрело в этом «натовский след»…

Никакой политики

Специалисты в один голос заявляют, что данный шаг находится в русле политики РФ по уходу от зависимости предприятий ВПК от зарубежных поставщиков, которая ведется с 1996 г. Данная стратегия предусматривает построение замкнутых циклов на территории РФ, в чем заинтересованы прежде всего российские производители, лоббирующие этот вопрос.

По словам директора Института проблем национальной безопасности Владимира Горбулина, согласно военной доктрине, РФ должна перейти во всех серьезных средствах и системах вооружения на собственное изготовление всех комплектующих. «Я не вижу здесь никакой трагедии. Даже там, где по тактико-техническим характеристикам украинские системы превосходят российские, предприятия РФ предпочтут собственные наработки. Такова политика», — резюмировал Горбулин интернет-газете «СЕЙЧАС». Данную позицию разделяет и эксперт Центра исследований армий конверсии и разоружения Михаил Самусь: «Проводимая РФ политика не связана со вступлением Украины в НАТО. Фактор НАТО используется как для оправдания своих действий при отказе от постоянного партнера, так и в целях чисто политических», — сказал Самусь интернет-газете «СЕЙЧАС».
В ближайшие 5-7 лет российский заказчик, несмотря на заявления, будет закупать украинские двигатели
На «Мотор Сич» данную новость воспринимают с оптимизмом и уверенностью в том, что в ближайшие 5-7 лет российский заказчик, несмотря ни на какие заявления, по-прежнему будет закупать украинские двигатели. Это минимум, который необходим для подготовки к самостоятельному производству подобной продукции.

«Да, в РФ есть стратегия, но замкнутых циклов пока нет, и пока их нет, россияне будут покупать эту продукцию у нас. На нас данный шаг вообще не отразится, так как данная продукция – незначительная часть нашего производства, — рассказал интернет-газете «СЕЙЧАС» Анатолий Малыш, директор по связям с общественностью ОАО «Мотор Сич». — Мы руководствуемся многовекторной политикой. Во-первых, двигатели будут продвигаться в другие страны. А, во-вторых, мы будем делать акцент на выпуске продукции для гражданской авиации, которая постепенно будет замещать военную продукцию».

Специалисты по вооружению уверены, что двигатели для вертолетов и ракет не пропадут. При толковом подходе к делу украинские наработки могут лечь в основу перспективных проектов беспилотных летательных аппаратов. По словам Самуся, «это является очень перспективным направлением, и наши двигатели могут быть задействованы в этих проектах. Можно сказать, что МС проявляет инициативу по диверсификации рынков сбыта. То, что они не афишируют свои поиски и не говорят о результатах, объясняется тем, что их продукция сильно завязана на РФ, которая болезненно реагирует на подобные шаги МС».

Больше мобильности

Украинскому ОПК не хватает мобильности в перестройке на новые рыночные рельсы, считают эксперты. Ситуация на МС является больше исключением из правила, нежели его подтверждением. В своей основной массе предприятия украинского ОПК недостаточно активны в плане продвижения своей продукции. Одной из причин этого является инертность власти, которая не предусматривает серьезных программ и финансирования для развития оборонного комплекса страны.
Украинский ОПК достиг своего максимума в плане использования технологий постсоветского периода
По словам Николая Сунгуровского, военного эксперта Центра стратегических исследований им. Разумкова, «Украина с 1996 года не предпринимает никаких шагов для корректировки собственной политики в отношении ОПК. РФ уже давно предпринимает шаги по построению замкнутых циклов по строительству военной техники. Все тенденции должны изучаться заранее, и мероприятия по нивелированию рисков также должны предусматриваться заранее. Если существуют предпосылки для отказа страны-потребителя от продукции, нужно заранее предусмотреть это и переориентировать эту продукцию на другие рынки. Ничего этого не делается: мы наблюдаем лишь ситуативное реагирование (причем, запоздалое) на те или иные слова, те или иные действия », — сказал эксперт интернет-газете «СЕЙЧАС».

Специалисты констатируют, что украинский ОПК достиг своего максимума в плане использования технологий постсоветского периода. Если ОПК Украины собирается развиваться, необходимо создавать кооперацию с европейскими и азиатскими лидерами этого рынка. Это даст возможность получить новые технологии, а украинские производители могут разработать оружие, превосходящее по своим характеристикам советские образцы и реализовывать его по всему возможному географическому спектру.
ОПК — дело тонкое: нельзя ориентироваться только на одного поставщика, — эксперт
«Так сложилось, что в советское время ОПК строился для решения задач бывшего СССР. Если РФ пытается разорвать старые схемы, украинским предприятиям нужно искать новых потребителей. Вопрос – найдет или нет – это вопрос качества продукта, — рассказывает Самусь. — Если продукция отвечает современным требованиям качества и ее стоимость соответствует этому качеству, она найдет своего потребителя. Если нет, нужно не цепляться за единственного потребителя, который также может предъявить свои претензии, а совершенствовать свою продукцию. Вместо этого чаще всего мы склонны паниковать и говорить, что если мы вступим в НАТО, у нас не будет ОПК. Его у нас не будет, если мы не приложим усилия для его реформирования, создания современных конкурентоспособных моделей».

По словам Горбулина, «украинскому производителю нужно не тратить попусту время, а работать: искать другие рынки сбыта, новых потребителей. Не жить в трепетном ожидании, что произойдет завтра, а быть готовым к любым поворотам». Военно-техническое сотрудничество – это тонкая сфера деятельности. Она требует необходимости предусмотреть все варианты развития событий. Так что нельзя ориентироваться на одного поставщика.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.