России бензиновый кризис не грозит: ученые утверждают, что производить самое высококачественное топливо можно даже из мусора. Которого, как известно, в нашей стране предостаточно.
Споры об альтернативном топливе разгораются от угрозы энергетического кризиса. Сегодня поиском замены нефти заняты ученые всего мира. Главный вопрос — можно ли безболезненно слезть с нефтяной иглы.
И хотя для России этот вопрос пока не очень болезненный, нам, несомненно, в ближайшее время придется с ним столкнуться. Нефть — ресурс невозобновляемый, и запасы ее стремительно уменьшаются. Одной из реальных альтернатив нефти может стать биотопливо, считают российские эксперты.За границей биобензином никого не удивишь, но именно он сегодня является основной причиной спора. Биотопливо успешно получают в Европе и Америке, но ни европейский, ни американский способ получения биотоплива нашей стране не подходит. Американский и бразильский варианты основаны на производстве биоэтанола из сахарного тростника, кукурузы и картофеля. Тростник в России не растет, урожаи кукурузы не идут ни в какое сравнение с американскими, а для превращения картофеля в углеводороды нет ни научной, ни технической базы. Наконец, климат у нас не самый подходящий.
Биоэтанол
Биоэтанол — обычный этанол, получаемый в процессе переработки растительного сырья. В 2005 году во всем мире было произведено 36,3 млрд л биоэтанола, из которых 45% пришлось на Бразилию и 44,7% на США. Этанол в Бразилии производится преимущественно из сахарного тростника, а в США из кукурузы. Производство этанола из тростника на сегодняшний день более экономически выгодно, чем из кукурузы. Федеральное правительство США предоставляет производителям этанола налоговый кредит (но не субсидии) до $0,51 за галлон этанола. Бразильский этанол дешев из-за низких заработных плат у сборщиков сахарного тростника.
США в августе 2005 года приняли Энергетический билль (Energy Policy Act of 2005) и Стандарт возобновляемого топлива (Renewable Fuels Standard). Они предусматривают производство к 2012 году ежегодно 30 млрд л этанола из зерновых и 3,8 млрд л из целлюлозы (стебли кукурузы, рисовая солома, отходы лесной промышленности и т. д.).
В Европе биотопливо получают из рапса. Этой неприхотливой культурой в Старом Свете засеян каждый пустующий метр земли. И с каждым годом «растение-бензоколонка» завоевывает все новые территории. С учетом роста цен на энергоносители тенденция эта вряд ли изменится, не исключено, что вскоре рапс появится на полях, где сегодня колосится пшеница, растут картофель и капуста. Это значит, что кому-то придется недоедать.Менять нефтяной голод на обычный — сомнительная альтернатива. И хотя в России с ее территориальными ресурсами такой проблемы нет, получение биотоплива из растительного сырья ученые называют финансовой фантастикой. Для этого нужны дороги и перерабатывающие заводы, а ни того ни другого в нашей стране пока нет. Но даже если они появятся, европейская схема не заработает: основное население России сегодня живет в городах, и работать на новых высокотехнологичных предприятиях будет попросту некому.
Тем не менее заведующий лабораторией Института общей неорганической химии им. Н. С. Курганова академик РАН Илья Моисеев считает, что решение топливной проблемы лежит у нас под ногами. Спасением от энергетического кризиса может стать мусор. Самый энергоемкий — отходы сельского хозяйства и деревообрабатывающей промышленности. По приблизительным подсчетам, если опилкам, стружкам и соломе найти применение, а не сжигать или закапывать в земле, то ежегодно можно получать около 150 млн т топлива. Для справки: сегодня годовое потребление бензина в России составляет 30—35 млн т.
Биобензин Е85
Смесь бензина и биоэтанола повышает мощностные и экологические характеристики двигателя. Только заправить таким топливом автомобиль в России пока невозможно.
E85 — смесь этанола, получаемого в результате перегонки зерна, сахарной свеклы и опилок, и супербензина (Аи-95) в соотношении 85:15.
В Германии E85 на 15—20% дешевле стандартного бензина. Помимо этого автозаправки с биоэтанолом есть также в Швеции и Нидерландах.
Однако проехаться на биоэтаноле смогут только владельцы автомобилей, которые адаптированы к потреблению такого горючего. На сегодняшний день автомобили, способные переваривать новое топливо, выпускают Volvo, SAAB, Ford и пр. Впрочем, в Европе ездить на этаноле можно научить любой автомобиль с бензиновым инжекторным двигателем. Усовершенствование стоит ?300.
Кстати, согласно директиве ЕС к 2010 году 5,75% от общего объема продаваемого в странах—членах этой региональной организации топлива должно иметь биологическую основу.
Крупные города давно уже превратились в энергетические кладовые. Пищевые отходы представляют собой идеальный материал для производства не только этанолов, но и даже высокооктановых бензинов. Если же ввести эффективную систему сортировки мусора, то на биотопливе легко можно дотянуть до окончательного решения энергетической проблемы человечества — безопасного и повсеместного использования солнечной или ядерной энергии.