В России высшая власть – в лице премьера Путина – снова публично обвинила крупную компанию в оффшорных схемах и завышенных ценах. Делом занялись Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и прокуратура. И хотя, с законодательной точки зрения, компании «Еvraz холдинг», в числе акционеров которой Роман Абрамович – грозит всего лишь штраф, так просто подобными обвинениями в нашей северной соседке не разбрасываются. Что же стоит за последними «наездами» на большой российский бизнес?
Началось все с ОАО «Мечел». После критики, высказанной 24 июля Владимиром Путиным на заседании правительства, следственный комитет при Генпрокуратуре начал активно искать в делах компании признаки уголовного деяния. Рынок осознал и масштаб происходящего, и аналогии с ЮКОСом — не падали вчера лишь акции Роснефти и Газпрома – т.е. контролируемых государством монополистов.
Интересно, что тема трансфертных платежей и завышения цен на металлопродукцию была выведена на уровень официальной правительственной критики и озвучена Владимиром Путиным за выходные. Изменилась и оправдательная позиция «Мечела» – в заявлении компании от 25 июля говорилось лишь о том, что компания «разделяет озабоченность» правительства высокими ценами на металл и готова к сотрудничеству. Первоначальный вариант сообщения содержал подробные объяснения экспортной политики компании, которые могли бы стать аргументом, если бы «наезд» на «Мечел» не был затем оперативно превращен в дело государственной важности. Путин 28 июля снова атаковал компанию, заявив о ее оффшорных схемах: «Мечел» экспортировал уголь через офшоры в Швейцарии по цене в 4 раза ниже, чем на внутреннем рынке, и уходил от налогов. Теперь от «Мечела» следует ожидать все более покаянных заявлений. А акции его тем временем стремительно падают – владелец «Мечела» Игорь Зюзин за три дня уменьшил свой капитал с 11 до 5,5 млрд. долларов.
В свое время, после дела ЮКОСа, для трансфертного ценообразования были закрыты внутренние российские офшоры. Потому деньги стали уплывать через офшоры внешние. Теперь же российский Минфин считает необходимым принять новую главу налогового кодекса о контроле над внутрикорпоративными ценами.
Подготовить такой документ Путин требовал от российского Минфина еще в 2006 году. Но до сих пор, несмотря на «царское» предписание, столь «обидный» для большого бизнеса документ топился в бумажном море согласований. Теперь, похоже, ему все-таки дадут ход.
На практике это означает две вещи: первое – внутреннее ценообразование в крупных компаниях теперь будет регулироваться государством, и второе – российский бизнес вгоняют во все большие рамки лояльности и усиленно «встраивают» в вертикальную замкнутую схему бизнес = власть.
Между тем атака на «Мечел» переходит из просто показательной в стадию показательной порки. В понедельник представитель следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин заявил, что совместно с контрольными и правоохранительными органами ведется изучение вокруг деятельности «Мечела» на предмет наличия или отсутствия признаков уголовно-наказуемых деяний, как и рекомендовал на прошлой неделе Владимир Путин.
Следует вспомнить, что ЮКОСу и его менеджменту в 2003-2005 годах в аналогичной ситуации, но с внутренними офшорами, были предъявлены претензии и ФНС, и Генпрокуратуры, обвинения в уходе от налогов стали предметом дел Михаила Ходорковского и его подчиненных.
А на нынешней неделе вслед за «Мечелом» наступила очередь компании, интересы в которой имеет сам Роман Абрамович. Вряд ли сенатору от Чукотки грозит что-то лично. Но ради того, чтобы показать «кузькину мать», в России теперь трогают и «священных коров». «Красному Роме» давно уже пора прекратить исключительно аккумулировать богатства, надо бы и делится, намекает ему Владимир Владимирович.
Новое дело ФАС касается двух компаний, производящих коксующиеся угли. Это компании «Распадский уголь» и ООО «Evraz Холдинг». Крупнейшим акционером последнего (41%) является как раз бывший губернатор Чукотки. Дела возбуждены по признакам злоупотребления монопольным положением. Дело в том, что обе они вкупе с Мечелом занимают более 50% российского рынка коксующегося угля.
После заявлений Путина акции Evraza упали на Лондонской бирже на 6%. Абрамович стал явно беднее.