Главная » Компании » А если завтра кончится нефть?

А если завтра кончится нефть?

Новые данные Росстата вызывают грусть и тревогу. Нефть, залог нашего финансового благополучия, продается все хуже. И дело не в том, что мировые цены на нее падают. Снижаются объемы экспорта (за полгода — на 5%), падает добыча. Неужели наши недра иссякли?

Нефть — это треть нашего экспорта и курица, несущая золотые яйца для российского бюджета. Но ее экспорт неуклонно падает. Мы этого пока не замечаем исключительно потому, что цены на «черное золото» долгое время неуклонно росли. Сейчас перестали. Получается, что сверхдоходы нашего бюджета, позволившие стране укрепить экономику в последние годы, под угрозой. И тут возникает два острейших вопроса. Во-первых, почему нефти стало меньше? Во-вторых, достаточно ли мы накопили «жирка», чтобы этого не заметить? Для начала попробуем ответить на второй вопрос.

В нашей истории уже был взлет и падение цен на нефть. В 1970-е годы советская экономика расцвела в последний раз именно на «черном золоте». Тогда тоже были сверхдоходы. Но распоряжались ими по-другому. Конечно, многое тратили на закупку импортной колбасы и шмоток для советских граждан. Но основная часть инвестировалась. В военную промышленность, благодаря которой мы сегодня все еще можем выигрывать войны. В заводы вроде КамАЗа или металлургических гигантов, которые по-прежнему являются крупнейшими в стране. В строительство дорог между российскими городами, которыми мы пользуемся по сей день. Наконец, в разведку месторождений — тех самых, которые мы и сейчас эксплуатируем. Можно с уверенностью сказать, что того «жирка» 1970-х нам хватает до сих пор, хотя советская экономика и не пережила падения цен на нефть в 1980-х.

Сейчас все по-другому. Нефтяные сверхдоходы Минфин России вкладывает в экономику США, покупая ценные бумаги правительства этой страны и крупнейших компаний, которые сейчас, кстати, близки к разорению. Благодаря этому Америке есть на что поставлять оружие в Грузию. Минфин уверяет, что так он сдерживает инфляцию. Но любому студенту экономфака известно, что инфляция у нас все равно «зашкаливает», и главным образом потому, что в стране не развивается производство. Не на что его развивать — все деньги в Америке. Наши компании вынуждены занимать у американцев под высокие проценты, в то время как Минфин отдает их правительству США практически забесплатно. А в России в это время не строятся ни заводы, ни дороги… Вместо «жирка» мы накапливаем облигации — бумажки по сути. А самое главное — не ведется разведка полезных ископаемых. Это, собственно, и есть ответ на наш первый вопрос — почему нефти в России стало меньше.

Советские геологи были лучшими в мире и наоткрывали столько месторождений, что нам хватает и по сей день. Но современные нефтяники забросили девять из десяти «старых» скважин, потому что нефть в них труднодоступная. Иными словами, фонтаном не бьет. Налоги высокие, и старые «бедные» скважины стали нерентабельными. А новых месторождений нет, потому что геологоразведку мы почти забросили. Вот и падает у нас как производство нефти, так и ее экспорт. И дальше, по мере истощения советских месторождений, ее будет все меньше и меньше.

Есть ли выход? Конечно! Нефти и газа у нас, к счастью, еще полно. Под землей и под водой. Просто надо найти их и с умом распорядиться. Хотя бы построить современные НПЗ и гнать за границу не сырье, а готовый бензин. Все ж лучше, чем чахнуть над златом Стабфонда, запертым в заокеанских банках. Будет промышленность — глядишь, и падение мировых цен нас не испугает.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.