Отказ России от сближения с ВТО предопределяет конец глобализации.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КЛУБ РАЗБИТЫХ СЕРДЕЦ Сенсацией последних дней стало заявление премьера РФ Владимира Путина о том, что стране, вероятно, не стоит выполнять обязательства, взятые на себя в рамках процесса вхождения в ВТО. Ибо членство в ВТО означает ощутимые издержки для русской экономики, а вот выгоды от вступления в сей «клуб свободной торговли» для нас – весьма сомнительны.
Если Москва перестанет добиваться членства в ВТО, это станет началом конца организации. Более того – началом распада нынешней модели глобализации. На повестку дня выйдет «экономический национализм».
Русские экономисты, ярые противники ВТО, давным-давно говорили о том, что эта организация – это не что иное, как клуб, созданный богатыми странами Запада, успевшими развиться и разбогатеть до наступления эры либерализма и фритредерства. Причем сделали они это с помощью совсем не либеральной экономической политики, широко используя протекционизм и другие меры поддержки отечественного бизнеса – вплоть до вполне социалистическо-плановых механизмов. Правила ВТО определены прежде всего западными богатыми странами, а истинная цель организации – не допустить появления конкурентов, развитых незападных стран. ВТО должно пресечь попытки разных народов применить для своего подъема механизмы «экономического национализма». Не допустить создания технокультуры, соперничающей с западной (каковой был СССР). Навязать всему миру стандарты, выгодные в первую очередь группе «старых развитых» стран. И одновременно ВТО призвано весь мир превратить в одну «шахматную доску» для движения капиталов, что каждого члена организации открывает для финансовых и информационных воздействий со стороны глобальной «аристократии денег». Каждая страна при этом превращается в источник ресурсов для пресловутой «глобо-аристократии», в кубышку, каковую можно в любой момент распечатать, устроив кризис.
Российской Федерации совершенно не нужно вступать в ВТО. Ведь чтобы торговать энергоносителями и оружием, это не обязательно. А вот чтобы поднять все прочие отрасли индустрии и возродить сельское хозяйство, русским понадобятся меры, в корне противоречащие нормам Всемирной торговой организации.
Требование ВТО (установить в РФ европейские цены на энергоносители, а для европейских инвесторов – обеспечить внутрироссийские транспортные тарифы) полностью разорит русских, ибо к западному уровню тарифов в России никак не прибавляются европейские расстояния между центрами добычи и переработки сырья…
«РУССКАЯ ДОКТРИНА» ТОРЖЕСТВУЕТ?
То, что здесь изложено – квинтэссенция того взгляда на ВТО, что выработало мощное «движение сопротивления» русских интеллектуалов и экономистов, начиная с 1994 года. Наблюдалась интересная картина: официальные власти РФ и либеральное меньшинство российских экономистов все это время твердили о безальтернативности вступлению страны в ВТО. Правительство вело переговоры о вхождении Российской Федерации в эту организацию, шло на бесчисленные «превентивные» уступки. А против выступало абсолютное большинство русских интеллектуалов и политиков, аграрии и некоторые представители крупного бизнеса, связанные с технически сложным производством, а не с добычей сырья и не с торговлей низкотехнологичной продукцией первого передела. Это Сопротивление публиковало сотни книг и статей, доказывая, что ВТО принесет РФ промышленную деградацию, полную финансовую зависимость от внешних сил и массовую безработицу. Что членство в ВТО Российской Федерации выгодно прежде всего Западу, а не русским. Сгустком таких настроений стала экономическая часть «Русской доктрины» (2005 г.).
И вот теперь сами высшие власти РФ признают, что не разглядели никаких выгод от членства в ВТО. Тем самым признается правота патриотического, национально-консервативного крыла русской общественной и экономической мысли. Сильнейшее поражение потерпели прозападные ультралибералы, направлявшие экономическую политику Москвы добрых 17 лет. Русские оказались на пороге вступления в новую эру: экономического национализма и политики здравого смысла. Эра политики идеологических клише завершена.
Огромную роль при этом сыграл явный крах неолиберальной экономической политики, проводившейся Западом, начиная с 1979–1981 годов. Она привела на грань краха американскую экономику (ее лихорадит, начиная, с 2000 года), к подрыву позиций некогда всесильного доллара. Итогом неограниченного капитализма и фритредерства стали опасная деиндустриализация западных стран, каковая повлекла за собой деградацию социума и падение качества образования в США и ЕС. Крах экономического неолиберализма виден и в том, что не удалось остановить бурного развития Китая, который вполне нелиберальными методами вырывается на позицию сверхдержавы № 2. Сказался и печальный опыт вступления в ВТО Аргентины, Индии, некоторых постсоветских стран: везде это членство не решило старых проблем, зато добавило новых. Так, в Латвии после вступления в ВТО легкая промышленность не выдержала конкуренции с импортными товарами и практически прекратила существование. После присоединения Грузии объем торговли ее с третьими странами в переходный период упал на 32% – и после страна пережила революцию. В Киргизии объем прямых инвестиций до вступления в 1997 году равнялся 96 млн долларов, а после вступления в 2000 году – всего 39 млн. Это верное подтверждение известному правилу – «инвестиции приходят в страну, если в нее не могут прийти товары». Кстати, революция разразилась и в Киргизии, отчего республика еще более впала в нищету. В Индии же ВТО вызвало массовое разорение малого и среднего бизнеса, завоевание рынка этой страны китайскими промышленными изделиями.
Все это, сложившись с обострением русско-западного противостояния по «грузинскому вопросу», и ведет к реваншу нелиберальных сил в Москве. Более того, придает развитию РФ новую логику.
СКАЗАВ «А», ПРИДЕТСЯ ИДТИ ПО ВСЕМУ АЛФАВИТУ
Теперь, сказав «А», Российской Федерации придется произносить и другие буквы, выстраивая экономическую политику, альтернативную неолиберальной «утопии».
То есть, следует ждать мер разумного протекционизма, государственных субсидий на развитие инновационных и высокотехнологичных производств. Здесь же – возрождение программно-целевого подхода и пятилетних планов развития, формирование системы ликвидных «имперских» банков (источников больших и «длинных» кредитов), усиление рубля до роли региональной валюты. Естественно, этот путь сопряжен со своими вызовами. Здесь необходима реальная борьба с коррупцией в стране, повышение качества и интеллектуальности государственного управления, его проектности и «стратегичности». Здесь не обойтись без радикального улучшения качества корпоративного менеджмента в РФ. Необходимо широкое привлечение к процессу выработки государственных решений экспертного сообщества и объединений промышленников. То есть – включение коллективного разума, развитие «экономического парламентаризма». Именно он позволит РФ выработать гамму национальных мегапроектов, которые выступят локомотивами здорового, несырьевого роста и технологического, инновационного прогресса. Наконец, новый курс Москвы диктует необходимость введения в элиту новых людей, незашоренных неолиберальными «идолами сознания».
Очевидно и то, что РФ потребуется переработка ее концепции развития до 2020 года. Дай Бог, русские справятся с этими вызовами.
ПОРАЖЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ЗАПАДА
Правящие круги Запада в этом смысле потерпели серьезное поражение. Втягивание РФ в ВТО было гарантией от того, что она не начнет возвращать утраченных сверхдержавный статус. ВТО виделось отличным средством для контроля над русскими пространствами.
Теперь эти возможности так и останутся неосуществленными. Запад слишком заигрался: он поверил в то, что возымел абсолютную власть над умами в Москве, в то, что вступление в ВТО стало сверхценностью для правителей Российской Федерации, что они будут стремиться в организацию, не считаясь ни с какими издержками для общества и экономики. Запад, шантажируя Москву непринятием во Всемирную торговую, перегнул палку – и вызвал радикальную реакцию.
Все это может привести к крушению выстроенной в 90-е годы системы западного (американского) глобального доминирования, где ВТО выполняло одну из ключевых ролей. А ВТО не может быть завершенной конструкцией, если не включает в себя Российскую Федерацию – этот «мост» между основными мировыми рынками, эту «последнюю кладовую» природных ресурсов. Поэтому можно прогнозировать процесс разрушения Организации. Получится эффект, сродни 1917 году: вдохновленные русским примером, все новые и новые страны начнут срывать с глаз неолиберальные шоры и покидать ВТО, преследуя национальные интересы. Переходя на рельсы трезвого прагматизма в экономике. Все это неминуемо ускорит крах нынешней глобализационной модели и распад планетарной экономики на разные «миры» и региональные блоки. А это – появление нескольких мировых валют, помимо доллара и евро.
Ну, тогда и вся человеческая история пойдет по совершенно новому сценарию…