Лето 2008-го года было действительно жарким. Но не в плане погоды – подогревали температуру окружающей среды не только светило с парниковым эффектом и Олимпийские игры в Пекине, но и автотрейдеры, которые начали «разогревать» покупателей скидками еще с середины мая.
Реклама сработала
Собственно говоря, обстановка вокруг цен на автомобили нагнеталась еще в начале года. С одной стороны, в СМИ появилась информация по поводу вступления в ВТО и снижения в связи с этим цен на авто (она сдерживала тех, у кого не было острой необходимости покупать транспортное средство именно тогда), с другой стороны, чрезвычайно мощно прозвучали резонансные заявления о возможном повышении платежей в пенсионный фонд при регистрации нового автомобиля в ГАИ с 3% до 9% от стоимости авто без НДС. Целью (как выяснилось позже) провокационных заявлений о повышении платежей в ПФ стало стимулирование спроса на автомобили во время торможения рынка в ожидании снижения цен на авто в связи со вступлением в ВТО. То есть, одни кричали «… не спешите, скоро будет дешевле», а другие – «… хочешь сэкономить – покупай сегодня».
Конечно же, можно было проанализировать вероятность того или другого события, но наш народ всегда готовится к худшему. Так вышло и в нашем случае. Больше поверили тем, кто говорил, что завтра будет хуже, чем сегодня. Как результат – невероятно высокие показатели продаж на рынке легковых автомобилей в январе и феврале, несмотря на ожидание снижения цен. В результате произошло значительное перераспределение спроса на автомобили в первом полугодии текущего года. Среди покупателей авто в январе-феврале оказалось много тех, кто планировал покупку на апрель-июнь.
Налетай – подешевело!
Можно только посочувствовать тем, кто без острой необходимости купил авто, не дождавшись середины мая. Именно в мае произошла кульминация ожидания снижения цен. В сущности, именно в мае на автомобильном рынке произошли важнейшие события последнего полугодия, которые повлияли на рынок вообще и на ценообразование в частности — снижение таможенных ставок на импорт новых автомобилей с 25% до 10% и снижение курса украинской гривни к американскому доллару с 5,05 до 4,85.
С этого момента должно было бы начаться самое интересное, а именно – игра нервов. Кто же первый из автотрейдеров снизит цены? Знающие люди понимали, что практически все импортные автомобили, которые находились на складах у дилеров, во второй половине мая были ввезены в Украину при старой таможенной ставке и курсе гривни к доллару. То есть, дилеры могли моментально сделать скидки, адекватные изменениям условий игры, только за счет своих прибылей.
Самой первой удивила публику просто безумными скидками, а заодно создала эффект «домино» компания ВИННЕР – официальный импортер автомобилей Ford, Volvo, Jaguar, Land Rover, Porsche в Украине. Конечно, готовились к изменениям все, но я низко кланяюсь ВИННЕРу. То, насколько мгновенно среагировала компания на смену таможенных ставок, удивило всех. А особенно потенциальных покупателей и конкурентов. Под лозунгами с поздравлениями со вступлением Украины в ВТО уже 17-18 мая (ставки снизились 16-го) в Киеве можно было встретить рекламные биг-борды со скидками до 140 000 грн. Понятно, что такие цифры касались самых дорогих автомобилей Porsche, но на публику это повлияло чрезвычайно эффективно, а главное — мгновенно. По результатам продаж провального для рынка мая автомобильные бренды, которые находятся под крылом ВИННЕРа, едва ли не единственные показали позитивную динамику касательно предыдущего месяца. Дальше друг за другом начали снижать цены практически все игроки на рынке. Не присоединились к этому процессу только ВАЗы.
Дешевле уже не будет!
Но самые плохие времена начались с массовым снижением цен в крупных украинских автомобильных компаниях, которые имеют заводы по сборке автомобилей иностранных брендов. Ведь сама идея и финансовая выгода как крупноузловой, такой мелкоузловой сборки автомобилей возникла на фоне лояльного к «отечественному» производителю автомобилей законодательству, в том числе и высоким таможенным тарифам на импорт новых автомобилей.
А после их (таможенных тарифов) снижения, объемы продаж и судьба на рынке таких брендов локальной сборки как, например, Chevrolet, Chery существенно снизилась из-за значительного ухудшения ценового позиционирования и несвоевременную реакцию на рыночную ситуацию. Например, цены на «народный» Daewoo Lanos были снижены еще в мае, что вместе с активной рекламной на ТВ «сделано родными руками» дало серьезный толчок для успешной реализации авто. Потом снизили цены Chevrolet, Chery, Geely, Hyundai. Думаю, будет чрезвычайно интересно сравнить цены, которые были, так сказать, на старте сезона, и цены на авто сегодня.
Судя по графику, становится очевидным, сколько «сэкономили» те, кто приобрели одни из самых популярных в своих сегментах автомобили Hyundai Tucson, Chery Amulet Mitsubishi Grandis. Не менее очевидным является тот факт, что импортеры хотя и потерпели убытки в мае-июне, сегодня продают авто, завезенные и растаможенные по новым тарифам, что позволяет получить прибыль и при новых ценах. Что же касается автомобилей локальной сборки, то они на все 100% дают скидки не за счет уменьшения пошлины, а за счет существенного уменьшения собственной прибыли. Потому для того, чтобы вернуть маржу на уровень начала года, многим из автотрейдеров придется повысить цены, и не факт, что они это сделают до тех отметок, которые были до снижения. Существует очень большая вероятность волны увеличения цен на бюджетные авто украинской сборки, поэтому небольшой совет – поспешите приобрести авто именно сейчас, ведь дешевле, скорее всего, уже не будет, тем более, что государство обещает повысить транспортный сбор. Возможно, это очередная попытка«подогреть» спрос? Время покажет.
Безусловно, такой расклад сил даст существенный толчок увеличению продаж для импортных брендов и существенно снизит объемы реализации многих автомобильных марок, которые имеют локальную сборку. Потому в дальнейшем можно смело прогнозировать, что основными локомотивами рынка новых легковых автомобилей станут такие бренды, как Mitsubishi, Hyundai, Kia, Nissan, Toyota, Honda. «Местные» же Chevrolet, Daewoo и ВАЗы хоть и будут среди лидеров, но начнут стремительно терять свои позиции. Также можно смело говорить о временной приостановке китайской экспансии на наш автомобильный рынок.