В четверг индекс РТС вновь опустился — на этот раз ниже 1300 пунктов, опрокинув очередные прогнозы о том, что «вот теперь уж точно рынок достиг дна». Падать еще есть куда, считает начальник отдела акций ИГ «Капиталъ» Константин Гуляев. В интервью Bigness.ru он поделился своим видением причин небывалого падения акций российских компаний и рассказал о «пузырях» российской экономики, которые обнажил нынешний кризис.
Российский рынок падает с конца июня и на сегодняшний момент упал почти вдвое, если брать за точку отсчета майский рекордный уровень индекса РТС — 2487,92 пункта. Можно ли говорить о «схлопывании пузыря» российского фондового рынка, рост которого не был ничем подкреплен? Нельзя, уверен эксперт ИГ «Капиталъ». Но без «пузырей» не обошлось.
«Безусловно, элементы “пузыря” в определенных секторах присутствовали, — сказал аналитик Bigness.ru. — Нельзя сказать, что все компании обладали таким огромным потенциалом роста».
Так, когда в мае прошла новость о налоговых послаблениях для нефтегазовых предприятий, сразу начал наблюдался спекулятивный рост акций компаний этого сектора.
Бумаги металлургов и производителей удобрений с начала текущего года выросли в несколько раз. Сейчас они резко упали и торгуются гораздо ниже, чем в начале года. «Возможно, тут были элементы надувания пузыря. Но это можно назвать исчерпанием потенциала роста в среднесрочной перспективе. С этой точки зрения они были первыми претендентами на то, чтобы упасть», — считает Гуляев.
В конце прошлого года надулся пузырь в электроэнергетике. Генерирующие компании росли на фоне ожиданий того, что «придут стратегические инвесторы и будут покупать их по очень высоким ценам». В итоге многие компании выросли в цене до $700 за киловатт – с учетом рисков, присущих этим компаниям, это очень дорого, констатирует эксперт. По его словам, «здесь, действительно, может быть “пузырь” и надулся». В этом году он с таким треском лопнул, так, что некоторые бумаги попадали в четыре раза.
«Может быть, был небольшой перекос в банковских акциях. Некоторые банки действительно стоили дорого, по четыре своих капитала (что наблюдалось в 2007 году) », — осторожно замечает начальник отдела акций ИГ «Капиталъ».
Вместе с тем, на наш рынок, по убеждению Гуляева, влияют в основном внешние факторы. «То падение, которое мы наблюдаем с середины мая, обусловлено мировым финансовым кризисом», — уверен он. Гуляев подчеркнул, что в этой ситуации рынок полноценно не могли поддержать даже небывало высокие цены на нефть.
С июля добавился фактор падения нефтяных цен. Коррекция нефти была сильной, сейчас она достигает трети от роста. В конце июля добавился внутренний негатив – это так называемое «дело “Мечела”», т.е. обострение ситуации вокруг металлургического сектора. «Последним гвоздем» стал военный конфликт с Грузией. После этого начался серьезный отток капитала из России, продажа нерезидентами российских акций, падение рубля и так далее.
Что касается «дна» — с технической точки зрения индекс РТС может опуститься до 1100 пунктов, считает эксперт. «Я думаю, что это будет предельный уровень, так как некоторые бумаги достигли трих — и пятилетних минимумов. Мы можем еще упасть на 10-15%, но во многом уже потенциал падения исчерпан», — делится с нами оптимизмом эксперт.
Не факт, что после падения рынок «вернется». Пока что предпосылок для роста нет, кроме разве что невероятной дешевизны российских акций. Но для этого нужна стабилизация.
Сейчас на первый план опять выходит «внешний фактор». Ситуация на внешних рынках только усугубляется, падение нефтяных котировок усугубилось. Нерезиденты, несмотря на дешевизну российских бумаг, еще долго не выйдут на российских рынок.
Но вслед за обвалом фондового рынка, по мнению эксперта, не должен прийти кризис недоверия к российским биржевым аналитикам. Они не «прозевали» кризис.
Фундаментально российские компании сейчас выглядят очень сильно. «Как акции «Лукойла» могут быть на уровне трехлетней давности, если у компании сейчас несопоставимые финансовые показатели по сравнению с 2005 годом?», — недоумевает эксперт.
Он уверен — не было ошибки в прогнозировании. Были внешние шоки и недооценка американского кризиса.
Вместе с тем, резкое снижение котировок российских акций может создать проблемы для компаний, которые получали финансирование под залог своих бумаг. Банки могут потребовать увеличить гарантии по выданным кредитам. «Я думаю, многие компании уже с этим столкнулись», — говорит Гуляев.
Но в России никто не будет этого афишировать. Если эта информация просочиться на рынок, то котировки упадут еще больше, а значит попавшим в такую «засаду» компаниям придется в еще больших объемах увеличивать гарантии по своим кредитам.
Похожая ситуация была в западных странах во время нынешнего финансового кризиса. В начальные периоды кризиса банки сохраняли молчание о своих проблемах вплоть до публикации своих квартальных отчетностей. И рынок приходил в шок от объявления о многомиллиардных списаниях.
Сейчас, по словам Гуляева, западные банки придерживаются другого принципа – они заранее готовят инвесторов к своим плачевным результатам.
Но в России все проще. «По российским стандартам отчетности ничего не всплывет», — уверен эксперт. А отчетности по западным стандартам в России каждая компания публикует по своему графику, так что от такого шока наш рынок застрахован.