В ближайшее время налоговая нагрузка на импортные автомобили может увеличиться с 10% пошлины до 25%. Нардепы, планирующие преодолеть вето Президента Виктора Ющенко, пытаются отсрочить минимум на три месяца вступление в силу изменений в ВТО-законодательство. Однако это программа-минимум — авторы законопроекта не скрывают, что с 1 января 2009-го могут быть внедрены другие заградительные механизмы.
17 сентября ситуативное большинство ВР предполагало вернуть 25-процентную пошлину на импорт новых автомобилей путем преодоления вето Президента Украины, однако более важные вопросы в последний момент исключили данный вопрос из повестки дня. Парламентарии, заинтересованные в усилении позиций украинских заводов по сборке импортных авто, попросту играют формулировками и ищут прорехи в отечественном законодательстве, считают эксперты. Законодатели обвиняют главу государства в давлении на украинский автопром, защищая “годовые планы” отечественных заводов, не успевших адаптироваться к новым условиям по правилам ВТО.
Опять 25…
По словам идеолога данного процесса — нардепа и председателя профильного комитета ВР Дмитрия Святаша, законодатели пытались создать такой период для украинских автомобилестроителей, который помог бы им выполнить текущие бизнес-планы: “Мы защищали их от резкого перехода посреди года. Потому что эти бизнес-планы были построены, исходя из других базовых параметров”.
При этом депутат недвусмысленно говорит о перспективе применения заградительных механизмов и после 1 января 2009-го. “Напоминаю: возвращение пошлины предполагается только до 1 января следующего года, но нормы, предусмотренные процедурой ВТО, позволяют принять иные меры тарифного характера, которые сохранят подобный размер пошлины и дальше”, — сообщил Святаш.
Между тем, данная перспектива не может быть позитивно воспринята ни бизнесом, ни потребителями. Так, если введение акциза и пошлины на старые дешевые авто из Европы, не отвечающие экологическим нормам, имеет свою логику, то препятствование покупке новых авто, которые превосходят отечественные по экологии, безопасности и другим характеристикам, вряд ли является защитой национальных интересов.
Большинство юристов сходятся во мнении, что возврат к 25-процентной пошлине — это элемент протекционизма. Правовая доктрина Украины базируется на принципе: международные договоренности являются превалирующими над положениями национального законодательства. Возврат же к такой пошлине, кроме прямого нарушения прав потребителей и норм ВТО, может спровоцировать применение санкций к стране в отношении, например, металлопродукции, с которой отечественные металлурги связывают большие планы на дорогих европейских рынках.
По мнению Маркияна Мальского, адвоката международной юридической компании, “большинство граждан Украины, мягко говоря, удивлены перспективе возврата к 25-процентной пошлине. Автомобили в Украине должны стоить их реальную стоимость, а их владельцы не должны гордиться тем, что имеют самые дорогие в мире машины. Если будет принят этот закон, члены ВТО могут ввести встречные меры по отношению к украинской продукции”.
Стабильность на три месяца
И все-таки возврат 25-процентной пошлины весьма реален, уверяют эксперты. Учитывая новую политическую ситуацию, БЮТ и ПР в ближайшее время преодолеют вето Президента, которое он наложил на возврат этой пошлины. Кроме лоббистских действий, данный жест нужен оппонентам Ющенко для демонстрации того, что Президент хоть и подписывает документы, но ничего не решает, говорят они.
Специалисты по-разному оценивают поведение импортеров в такой ситуации, однако уверены в одном: на рынок импортных авто это существенно не повлияет. Гораздо более ощутимо для автобизнеса ухудшение кредитных условий со стороны банков, что уже привело к сокращению спроса в летний период. Более того, после введения пошлины специалисты прогнозируют “прыжок продаж”, что является нормальной реакцией любого рынка на возможное повышение цен. Вместе с тем большинство компаний, по крайней мере, до конца текущего года, не будут повышать цены на авто, которые были снижены весной и летом этого года. Что будет дальше — зависит от логики ВР.
“Однажды снизив цены, компании нежелательно возвращаться к ценам предыдущим. Резкие движения могут ухудшить лояльность клиентов. Даже если вернутся 25%, мы не будем повышать цены. И скорее всего, мало кто будет это делать. Если у компании весомый оборот автомобилей, она может справиться с пошлиной за счет оборота. Поэтому нельзя сказать, что поток импорта уменьшится именно из-за этого”, — говорят участники рынка.
Вместе с тем цены на наиболее востребованные авто подняться могут. По мнению президента Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко, за некоторыми машинами стоят очереди, что свидетельствует о повышенном спросе на них. Такие модели будут покупаться даже с наценкой после введения пошлины, что предусмотрено в договоре пунктом о форс-мажоре. Между тем эксперт отмечает, что импортеры могут некоторое время работать на старых запасах, а также увеличить запасы на украинских складах путем увеличения ввоза авто в ближайшие две-три недели. Однако этот вариант возможен для дилеров, у которых есть большие склады.
Перспективы ближайших пяти лет
Уверенность депутатов, лоббирующих 25-процентные заградительные меры на импортные авто и в будущем, заставляет уже сегодня активизировать усилия тех, кто рассчитывал к Рождеству либо к 8 Марта осчастливить свою семью новым импортным автомобилем. Тем же, кто только зарабатывает на новый импортный авто эконом-класса, необходимо расширить бюджет покупки: народные избранники найдут способ как и из ВТО не вылететь, и “своих” защитить.
По словам Назаренко, “после 1 января 2009 г. пошлина может превышать 10%, так как есть проект закона, который растягивает снижение пошлины на 5 лет. Сложно сказать, когда он будет принят, учитывая большой спектр вопросов, которые вдруг выплыли вне очереди на повестку дня. Однако то, что его примут либо внесут поправки к правилам оформления и т. п., сомнений нет”.
Если с введением заградительных акцизов и пошлин на старые авто прослеживалась логика (страна не должна превращаться в свалку Европы, ввозя старые дешевые авто, не отвечающие экологическим нормам), то игры с законодательством в отношении новых импортных автомобилей имеют только одну протекционистскую цель — усилить позиции национального бизнеса за счет потребителей. Грязный оттенок законодательных альтернатив усиливается еще и тем, что с недавних пор лозунг “защита национального производителя” носит больше виртуальный характер: с тех пор, как на львовском и запорожском заводах были сняты с производства национальные модели авто, в легковом сегменте отечественный автопром может похвастать только крупноузловой сборкой импортных автомобилей. То есть новые заградительные законы защищают интересы не национального, а зарубежных поставщиков, импортирующих в Украину свои авто по частям.