«Какой кризис? Идите, спросите Буша» – так отвечал президент Бразилии — Луис Инасиу Лула да Силва (Luiz Inacio Lula da Silva) на вопрос о воздействии кризиса американской финансовой системы на бразильскую экономику. Игнорируя сильнейший финансовый кризис со времен Великой Депрессии, бросая при этом остроты в поисках дешевого смеха, можно достигнуть только одной цели: лишить инвесторов спокойствия.
Индекс фондовой биржи Сан-Паулу — «Bovespa» упал на 34 % с середины мая. Даже до обвала рынка на прошлой неделе, последствия американского кризиса уже стали причиной снижения почти на 600 миллиардов реалов (316 миллиардов дол.) рыночной стоимости компаний, входящих в индекс «Bovespa». Бразильская валюта, реал, менее чем за три недели потеряла более 16 % против доллара. Местным банкам стало трудно привлекать капитал за границей, корпорации аннулируют долги, отменяют выпуск акций, крупные инвестиции откладываются.
Последствия кризиса на кредитном рынке сегодня хорошо известны всем: более высокие процентные ставки приводят к увеличению затрат на производство, это сдерживает расходы и вынуждает компании снижать объемы выпускаемой продукции и увольнять рабочих.
В случае с Латинской Америкой, кризис отогнал зарубежных инвесторов и ослабил местную валюту, что может разжечь инфляцию и поднять затраты на импортные товары и оборудование.
Хосе Серхио Габриелли (Jose Sergio Gabrielli), президент нефтяной компании «Petroleo Brasileiro SA», управляемой бразильским правительством и известной как «Petrobras», уже высказал мнение, что американский кризис может усложнить ситуацию с выпуском долговых обязательств и привлечением капитала, который необходим для проведения разведки новых нефтяных месторождений в Бразилии.
Невероятная проницательность
И теперь нам рассказывают о проницательности президента страны с крупнейшей экономикой в Латинской Америке: воздействие американского кризиса на Бразилию будет «почти незаметно».
За последние несколько лет Лула и другие лидеры Латинской Америки поднялись на волне избыточной международной ликвидности. Поездка на гребне этой волны заставляет чувствовать себя непобедимым до такой степени, что иногда становится не заметно, что происходит прямо перед собственным носом. И когда волна падает – а это всегда происходит — вы можете приземлиться на мягкий песок или врезаться в острые скалы.
Мировая экономика росла в самом быстром темпе с 1982 года, товарные цены взлетели, спрос на экспорт увеличился. Это стало благом для большей части Латинской Америки: местные валюты выросли против доллара США, помогая улучшить состояние баланса текущего счета и торговли.
Это позволило нескольким странам в регионах погасить внешний долг и создать рекордные уровни иностранных запасов, которые теперь можно использовать как «подушку безопасности».
Обманутые кредитом
Годы легких дешевых кредитов обманули лидеров Латинской Америки. Дешевый кредит сделал их ленивыми. Вместо того чтобы воспользоваться возможностями, большинство из них отложило решение реальных структурных проблем, которые ограничивают потенциал долгосрочного роста экономики.
В Бразилии, например, Лула отложил принятие структурных изменений, нацеленных на сокращение налогов, поддержание платежеспособности социального обеспечения и пересмотра трудового законодательства. Вместо этого он предпочел нанять 217 000 новых правительственных работников и своими действиями способствовал росту заработной платы на целых 137 %. Теперь бразильцы, вероятно, упустят шанс начать реальные изменения.
Президент Венесуэлы Уго Чавес (Hugo Chavez) тратил нефтяные доллары так, как будто они никогда не кончатся — он финансировал и кандидата в президенты Аргентины, и школу самбы в Бразилии.
Чавес также национализировал компании, лучше подходящие для частного сектора: дистрибьюторов молока и производителей цемента. Инфляция в Венесуэле подскочила почти до 35%, производительность падает, да и, к тому же, баррель нефти менее чем за два месяца потерял почти половину своей стоимости.
Легкий выбор
В Аргентине президент страны – Кристина Фернандес де Киршнер (Cristina Fernandez de Kirchner) игнорировала рост инфляции и государственных расходов. Вместо этого она предпочла вмешиваться в официальные индексы инфляции и поднимать налоги на экспорт сельскохозяйственной продукции. Ее действия укрепили положение оппозиции и стоили ей популярности и даже решающих голосов в Конгрессе. Теперь Фернандес может быть неспособна выполнить свое обещание Парижскому Клубу и возместить долг Аргентины.
Президент Боливии Эво Моралес (Evo Morales) заставил себя думать, что проблемы всей страны могли бы исчезнуть, если бы он национализировал энергетические компании и экспортировал газ по более высокой цене. Теперь он просит помощь у международных сил, чтобы подавить политический кризис. Что-что подобное может случиться и в Парагвае, где недавно избранный президент Фернандо Луго ( Fernando Lugo) полагает, что взимание большей платы за энергоресурсы, продаваемые Бразилии, поможет ему добиться цели.
Старая поговорка гласит: «Прошлая работа не гарантирует будущих результатов». Ее стоит напомнить товарищам президентам и тем, кто думает, что Латинская Америка пойдет светлой дорогой, в то время как США будет испытывать трудности.
Возможно, они и правы в том, что сейчас другое время. Между тем, есть и альтернативное мнение: когда все идет хорошо, нужно готовиться к тому дню, когда дела будут обстоять хуже. Понимание этого стало бы первым важным шагом для Лула и других лидеров Латинской Америки.