25 сентября, когда сомалийские пираты захватили украинское судно «Фаина», перевозившее танки, зенитные комплексы и гранатометы, очередной виток развития получила тема активности Украины на черном рынке вооружений. Ведь даже до сих пор доподлинно неизвестно, кому предназначалось украинское оружие – Кении, Эфиопии, у которой конфликт как раз с Сомали, или Судану, на поставки оружия в который наложено международное эмбарго по причине перманентной гражданской войны.
Российские власти с «пеной у рта» обвиняют Украину и Президента В.Ющенко в поставке вооружений, и в частности украинской системы ПВО TOR-M1, режиму Саакашвили накануне нападения грузинских вооруженных сил на Южную Осетию. Совсем недавно на встрече с украинским премьером Юлией Тимошенко глава правительства России Владимир Путин заявил, что экспорт украинского оружия в Грузию во время недавнего конфликта является преступлением, и Москва будет выяснять, кто именно принимал решение об этих поставках.
Но главная пикантность в том, что продвижение Украины на рынках торговли оружием обеспечивают видные российские бизнесмены, находящиеся под покровитильством самого Владимира Путина (и его верного «оруженосца» Игоря Сечина). Многие из этих дел уже стали достоянием истории. Череда скандалов с украинским оружием, оказывающимся то и дело в самых неподходящих для того уголках земного шара, началась не вчера. Первый оружейный скандал разразился еще в 2002 году, и сегодня даже не надо выяснять, кто принимал участие в тех поставках. Это и так хорошо известно.
В 2002 году Украина продала полтора десятка советских крылатых ракет Х-55 в Иран и Китай. И платежи от покупателей шли через два панамских офшора, принадлежащих хорошо известному российскому бизнесмену, владельцу химического холдинга «Акрон» Вячеславу Кантору. Громкий скандал в Украине и в Израиле разразился в 2005 году, ведь Х-55 имеет дальность полетов 3000 км, и из Ирана легко достает Израиль.
Вячеслав Кантор – это человек, который имеет очень широкие связи в Украине. И с момента оружейного эпизода 2002 года, когда были проданы ракеты Х-55, они не ослабли, а наоборот, значительно укрепились. Причем на самом высоком уровне. Одно время он даже являлся советником Виктора Ющенко по транспорту, но после ракетного скандала вынужден был отодвинуться в тень. Кстати, именно в то время, когда прокручивалась сделка по Х-55, он ухитрился приватизировать калийный терминал в Николаевском порту, упаковав его в ЗАО «Ника-Тера». И это в условиях, когда приватизация портов в Украине законодательно запрещена.
Кантор имеет общирные связи в российской верхушке. Он неоднократно привлекал на свои мероприятия тогдашнего Президента России Владимира Путина, и его всесильную «тень» Игоря Сечина. В 2003 году в Интернете появились записи разговоров Сечина и Путина, из которых следовало, что Сечин убеждал президента в необходимости начать атаку на ЮКОС, непосредственно координировал действия силовых структур и прокуратуры. Разговор происходил после того, как Кантор был готов при необходимости «стучать» в Генпрокуратуре. Судьба «ЮКОСа» была предрешена. Зато проявившего лояльность Кантора повысили: его было решено «подставить» Ющенко, чтобы в случае победы оппозиции на украинских выборах назначить «главным посредником» в Киеве. До этого посредническую миссию выполняли Игорь Бакай и Макс Курочкин. На самом деле пресловутая «кража газа», с последующей компенсацией данного безобразия из украинского бюджета, была всего лишь хорошо разработанной операцией российских кукловодов. А Бакай прекрасно справился с ролью посредника, в функции которого входил подкуп первых лиц нашего государства. Включая и незабвенного Данилыча, которому «дивиденды» выдавались, например, в виде лечения в Баден-Бадене. Неслучайно Игорь Бакай получил и российское гражданство, и защиту властей. Что касается Макса Курочкина, то он при всей несдержанности нрава прекрасно справлялся с работой, представляя в Киеве и Крыму интересы околокремлевского капитала, в частности лояльных Путину олигархов Авена и Фридмана, а также российских криминальных «общаков». Появление Курочкина в Украине сейчас означало, что новая власть после отставки Тимошенко и Турчинова решила вернуться к старым каналам. Проверенным и надежным. Хотя может быть и другой вариант. Макс забеспокоился, что его место у тела и, пардон, кармана первых лиц власти займет Вячеслав Кантор, и он потеряет солидные комиссионные. Потому, презрев опасность, этот кадр и рванул сюда. Как оказалось, не зря его предупреждали. Макс Курочкин был сначала арестован, а затем убит.
Что же Кантор. Вячеслав Владимирович был внедрен к Ющенко через Червоненко (встречи Кантора и Червоненко в Москве зафиксированы ФСБ). В качестве входного билета Кантор сделал довольно крупный взнос в организацию оранжевой революции, после которой неоднократно появлялся на публике вместе с «другом Жекой». Плодами этой дружбы стала передача в управление структурам Кантора Ильичевского порта и начало процедуры по Одесскому порту и припортовому заводу. Впрочем, в списке предприятий, которых коснулась реприватизация, фигурируют и другие крупнейшие в Украине предприятия химической промышленности по производству удобрений.
Теперь нетрудно догадаться, кто стал их следующим хозяином. В то же время компания «Акрон», владельцем которой является Кантор, открыла в Украине свое представительство. По данным таможни, никаких операций по перемещению грузов это представительство не осуществляло, однако успело провести целый ряд финансовых операций. Вероятно, первые транши посреднических денег «от нашего коррупционного стола – вашему». Кроме посредничества на финансовых потоках, перед Кантором была поставлена задача захватить украинские порты. Именно на это и наткнулся Турчинов, пытаясь остановить сделку между Ильичевским портом и ЧП «Укртрансконтейнер» (входит в российскую „Национальную контейнерную компанию”), заключившими договор про совместную деятельность. Заявление Турчинова от 15 сентября, что Евгений Червоненко бесплатно передал частному предприятию терминалы Ильичевского порта, вызвали бурю возмущения в Минтрансе. Червоненко шумно возмущался и довозмущался до того, что его заменили тихим мальчиком Витей Бондарем. Забавно, что силовые структуры по-разному оценили сделку, о которой говорил Турчинов. 20 сентября Юрий Луценко сообщил, что МВД провело проверку, которая доказала: договор между Ильичевским морским торговым портом и ЧП „Укртрансконтейнер” правомочен и не противоречит действующему украинскому законодательству. Государственное имущество порта не подлежит отчуждению и направлено на развитие контейнерного терминала. Генпрокуратура имела другое мнение. Пискун разрешил возбудить дело в отношении чиновников Минтранссвязи и Ильичевского порта при заключении договора с “Укртрансконтейнером”. Точнее по факту злоупотреблений служебным положением должностными лицами Министерства транспорта и связи и Ильичевского морского порта (Одесская область) при заключении договора о совместной деятельности с частным предприятием "Укртрансконтейнер”. Генпрокуратура установила, что в 20 случаях экспертная стоимость имущества порта, которое передавалось в совместную деятельность, определена ниже добавочной стоимости на сумму 2,8 млн гривен. Кроме этого, при заключении договора также не решен вопрос условий найма и работы работников порта, защиты их конституционных прав. Дело возбуждено по части 2 статьи 364 Уголовного кодекса (злоупотребление властью и служебным положением должностными лицами), которая предусматривает лишение свободы на срок от 5 до 8 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Далее Кантор не мог удержаться и решил, «что можно еще немного шить». Он инициировал создание финансовой лизинговой компании в структуре Минтранссвязи, которая сможет сдавать в залог «бэушные» ресурсы ведомства. «Такая компания способна набрать портфель заказов на 4 млрд долл. во всех подразделениях Министерства», сказал Кантор 15 июня после первого заседания недавно созданного Инвестиционного совета при Минтранссвязи, главой которого он является.
Как мы видим, операция «внедрения» прошла довольно успешно. Кремлю удалось навязать тогдашнему «оранжевому» руководству своего советника. Тогда же начались выстраиваться и схемы по торговле оружием. Одного не учли в Кремле. Непомерную жадность фигуранта. Зарвавшегося советника с трудом остановили. Однако ему удалось спастись. Именно вмешательством Кремля можно объяснить то обстоятельство, что когда в апреле 2005 года первые записки из Службы национальной безопасности Украины с разоблачением сделки по Х-55 – крылатым ракетам большой дальности – пошли в правительство Украины, скандал был серьезный, но недолгий. Имя Кантора как главного организатора финансовой схемы практически не упоминалось, хотя его офшоры всплыли абсолютно отчетливо.
Не исключено, что Вячеслав Кантор был «двойным» агентом. Отмыться от оружейной сделки ему помогало и ЦРУ. Многие считают, что именно помощь из США предопределила то, что из Киева Кантор уехал без всякого шума. Наверное, ему уже тогда было понятно, что заокеанскую помощь при случае придется отрабатывать. И случай такой представился в 2005 году, когда американский агент в Латвии Сол Букинголтс, бывший с подачи Госдепа сначала советником латвийской стороны в переговорах по выводу российских войск из Латвии, затем вице-президентом Американской торговой палаты в Риге и внештатным советником Президента Латвии по экономике, оказался замешан в громкий криминальный скандал. В середине 90-х Букинголтс взял в долг крупную сумму денег у Валерия Берлина – казначея «харитоновской» преступной группировки. Выплатить долг Сол не смог. На этой почве между «бизнес-партнерами» вспыхнул конфликт, и вскоре Валерий Берлин был убит. В 2005 году после жесткого разговора с представителями криминальных структур Сол Букинголтс признал долг. Но выплатить его был не в состоянии. Тогда Госдеп США сделал все возможное, чтобы вытащить своего человека из череды криминальных скандалов, и пристроил его по внутренним каналам к другому своему агенту – Вячеславу Кантору в Российский Еврейский Конгресс. Букинголтс и Кантор к тому времени уже были знакомы – годом ранее Букинголтс был инициатором встречи Кантора с президентом Латвии Вайрой Вике-Фрайбергой.
В качестве оплаты долга Сол согласился, используя свое положение вице-президента РЕК, оказывать помощь латвийским криминальным авторитетам в легализации их бизнеса в России. Когда ситуация с долгами была улажена, Букинголтс тихо и незаметно покинул Россию, выехав в США. Совсем недавно сотрудничество Кантора с Госдепом вышло на новый этап. «Акрон», совершенно неожиданно для участников агрохимического рынка, объявил об открытии в США своего торгового дома, зарегистрировав там компанию Agronova International. Это тем более любопытно, что для российских юрлиц в США создано много проблем, и просто так, быстро и без особых хлопот российская компания зарегистрировать в США свое подразделение не может. На американские таможенные барьеры уже нарывались и российские агрохимики, и металлурги. Ни один российский банк до сих пор не имеет в США своего полноценного филиала. Но для В.Кантора было сделано исключение из правил. США – это самый большой рынок в мире, самый большой потребитель ресурсов, причем желательно чужих. Ситуация с законсервированными запасами нефти в Техасе хорошо известна. А вот тот факт, что США снижают добычу фосфоритов во Флориде в 2 раза в 2009 году и полностью останавливают ее в 2014 году (огромные запасы фосфоритов переводится в госрезерв), пока известен не так широко. Но именно это одна из причин, по которой канторовским удобрениям открыли дорогу в США. Вторая, видимо, в том, что как только этот офшорчик начнет реально работать, основные финансовые потоки Кантора переедут из Швейцарии в США. И Вячеслав Владимирович покрепче усядется на госдеповский крючок, ведь в такой ситуации чуть дернешься – и сразу же счета арестуют.
В русло американской международной политики ложатся и регулярные антииранские выпады В.Кантора. Даже Международный люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы можно рассматривать под этим углом зрения. Куратором деятельности всего форума и Кантора по данному направлению от Госдепа выступает бывший министр обороны США Уильям Перри, который использует форум в том числе и для продвижения идеи о том, что ядерную безопасность Европы должна обеспечивать исключительно американская ПРО, а Европе достаточно просто платить за это.
Складывается впечатление, что Госдеп абсолютно сознательно накачивает политический потенциал В.Кантора, обеспечивая ему доступ к серьезным европейским и международным трибунам. Не секрет, что именно американское лобби помогло Кантору обогнать на выборах президента Европейского Еврейского конгресса лидера еврейских организаций «старой Европы», француза Пьера Беснану. Первые же шаги Кантора на посту президента этой уважаемой организации привели практически к расколу ЕЕК, свое членство в котором приостановили еврейские общины Австрии, Германии, Франции и Португалии.
Таковы праздники и будни «скромного» торговца украинским оружием, бывшего советника Президента Ющенко, «двойного» агента влияния, слияния и поглощения, российского магнат Вячеслава Кантора.