Закон о поддержке финансовой системы, который предусматривает выделение российским компаниям на замещение кредитов иностранных банков до млрд, некоторые предприниматели могут использовать в личных целях.
Одним из бизнесменов, претендующих на получение спасательного транша Внешэкономбанка, является Олег Дерипаска, по данным журнала «Форбс», самый богатый человек страны. Одновременно его компания — обладатель одного из самых значительных корпоративных долгов в стране.
«Русал» Дерипаски, будучи непубличной компанией, прежде предпочитал не раскрывать своих финансовых показателей. Лишь несколько дней назад представитель «Русала» Вера Курочкина призналась, что совокупный размер долга корпорации составляет около $14 миллиардов.
Чем грозят подобные обязательства в условиях мирового кризиса ликвидности, объяснять не надо. «О том, что это опасно, не говорил только ленивый», — напомнил о вреде сверхкредитования профессор Высшей школы экономики Евгений Ясин. Так что у Дерипаски есть серьезный повод даже не для беспокойства — для паники.
Если раньше ОК «Русал» мечтала провести листинг (публичное размещение своих акций) в 2009 году, то сейчас ее гендиректор Александр Булыгин говорит о его переносе на более поздний срок. Не исключено, что IPO компании Дерипаски фондовый рынок и вовсе не дождется из-за исчезновения империи бизнесмена как таковой. Кажется, что денег, чтобы расплатиться по долгам, у Дерипаски нет, а расплачиваться надо. Приходится пускать в ход активы, заложенные в обеспечение многочисленных кредитов.
Недавно олигарху пришлось расстаться с 20%-ным пакетом канадского производителя автокомпонентов Magna, купленным за $1,54 миллиарда. После почти двукратного падения рыночной стоимости компании банк BNP Paribas, выдавший «Русским машинам» Дерипаски кредит под залог этих акций, предпочел продать заложенный пакет, поскольку предоставить дополнительное обеспечение «Русские машины» так и не смогли.
Вслед за этим Олег Дерипаска лишился 9,99% акций крупного немецкого стройхолдинга Hochtief. Немецкие ценные бумаги перешли уже к другому кредитору — Commerzbank, хотя еще в конце августа «Базэл» настаивал на том, что компания не намерена «расставаться со своими инвестициями в компании».
И это только первые звонки. В «Русале» утверждена общая стратегия по продаже всех «непрофильных активов», в рамках которой компания намерена сбыть, например, пакет акций волгоградского Калачевского порта. Принадлежащий Дерипаске «Главмосстрой» приостанавливает работы по ряду объектов. Компания «Слибком» нарастила кредиторскую задолженность почти на 50%, долг другой «дочки» структуры — «Моспромстройматериалы» — вырос на 84%.
Но все это пустяки по сравнению с той головной болью, которую доставляет Дерипаске его доля в «Норникеле», которая грозит повторить судьбу Magna и Hochtief. А ведь в отличие от зарубежных компаний в данном случае речь идет о стратегическом не только для него, но и для всей страны активе.
Только Михаилу Прохорову олигарх задолжал за купленный у того блокпакет «Норильского никеля» более $1,4 миллиарда. На каких условиях Прохоров кредитует Олега Дерипаску, представители предпринимателей не разглашают. Известно, однако, и то, что и сама сделка по приобретению пакета «Норильского никеля» была частично осуществлена на кредитные ресурсы: кредитором по сделке выступает консорциум западных банков, выделивший еще 4,5 миллиарда под залог никелевых бумаг, которые, как и в случае с Magna, за последний месяц сильно просели в цене.
Аналитик «Атон Лайна» Ольга Митрофанова не исключает, что консорциум не станет придерживать блокпакет «Норникеля» до лучших времен, а предпочтет продать его до того, как мировой финансовый кризис достигнет своего апогея. Не исключено, что банкиры уже попросили у олигарха его долю. Во всяком случае, в конце прошлой недели «Русал» потребовал созвать внеочередное собрание акционеров «Норникеля» для выдвижения в расширенный состав совета директоров этой компании 3 иностранцев — председателя совета директоров концерна FIAT Люку Кордеро ди Монтеземоло, президента и генерального директора канадской горнодобывающей компании Kinross Gold Тая Берта (Tye Burt), а также основателя и управляющего директора инвестиционной компании Half Moon LLC и одного из основателей инвестиционно-банковской компании Gleacher & Co Джеймса Гудвина.
Со стороны созыв такого собрания можно трактовать как предложение государству от Дерипаски: либо он получает возможность рефинансировать свои долги за счет кредитов Внешэкономбанка, либо передает блокпакет стратегической компании страны иностранцам. «Русал» всерьез рассчитывает на первый вариант развития событий и уже готовит соответствующую заявку в ВЭБ. Но насколько такой сценарий соответствует интересам страны? С 2001 года «Русал» отдавал владельцам почти всю чистую прибыль. Таким образом, миллиардер, все последние годы тративший прибыль не на производство, а на личные нужды, теперь собирается получить деньги из бюджета (то есть одолжить у простых налогоплательщиков) не только для погашения своих внешних долгов, но и для выплаты прежних бонусов, дивидендов и премиальных. «Мы не будем сокращать социальные пакеты и льготы, — не скрывают в „Базэле“. — Мы хотим, чтобы лучшие люди чувствовали себя хорошо».
Не исключено, что если ВЭБ все же одарит Дерипаску необходимой суммой, да еще без всяких залоговых условий, деньги налогоплательщиков просто уйдут в никуда. Ведь кризис переживает не только промышленная, но и банковская составляющая империи Дерипаски. Принадлежащий ему банк «Союз» уже прекратил выдачу кредитов физическим лицам. Возможно, это свидетельствует о проблемах всей финансовой пирамиды олигарха, грозящих не только обрушить его благополучие, но и сильно повредить экономике всей страны?
В подобных условиях вероятное кредитование государством — точнее, налогоплательщиками — бизнесмена выглядит не просто бессмысленным, но и очень опасным. И хотя первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев заверяет, что особой угрозы для страны тут нет («Мы можем напечатать сколько хочешь денег и потому рискуем только инфляцией»), но за каждое лишнее включение печатного станка в интересах отдельно взятого миллиардера в конечном итоге заплатить придется всем нам.
Вместе с государственным кредитованием такого рода грозят вырасти и цены в магазинах. И тогда никакого Стабилизационного фонда не хватит, чтобы сгладить эту депрессию. Все валютные сбережения страны пойдут на оплату подобных кредитных долгов. «Если так пойдет и дальше, Россия может вскоре остаться без валютных резервов», — замечает аналитик инвестиционной компании «Антанта-Пиоглобал» Максим Осадчий.
Практика выдачи денег бизнесменам, чьи компании имеют большие кредитные долги, может привести лишь к полной безответственности крупных предпринимателей. Они будут брать огромное количество кредитов, а в случае финансовых проблем просто перекладывать их на плечи налогоплательщиков. Получается, все мы, обычные граждане, за счет которых и наживались в лихие 90-е сказочные состояния, вновь станем оплачивать амбиции олигархов. Гораздо логичнее для государства вместо кредитования подобных бизнесменов просто выкупить у них активы.