Украина намерена присоединиться к российско-казахстанскому проекту по созданию Международного центра по обогащению урана в Ангарске. Соглашение о покупке 10% акций предприятия должен в ближайшее время подписать глава МИД Украины. Хотя премьер Юлия Тимошенко делает ставку на развитие атомной энергетики и на сотрудничество в ней с Россией, реализация совместных проектов тормозится.
Главной проблемой атомного сотрудничества, по словам специалистов, стало участие российской стороны в проектах по добыче урановых руд в Украине. Запасы украинских месторождений занимают первое место в Европе и шестое в мире. Сейчас добычей руды на двух действующих урановых шахтах (Смолинской и Ингульской) занимается государственный холдинг «Восточный горно-обогатительный комбинат». Хотя разведано девять месторождений, до сих пор они не разрабатываются. Добытого Украиной урана хватает только на то, чтобы примерно на треть обеспечить потребности атомной энергетики страны топливом. Год назад атомщики впервые заявили о необходимости привлечения инвестиций в проекты по разработке месторождений. Гендиректор Восточного ГОКа Александр Гребенюк в тот момент сообщил, что заинтересованность в сотрудничестве выразили около двух десятков иностранных компаний. Поскольку приватизация или корпоратизация рудников в Украине запрещена, речь шла о возможности подписания с инвестором договора о совместной деятельности.
Первоначально источники в Минтопэнерго утверждали, что Украина заинтересована в сотрудничестве с Россией, которая является традиционным поставщиком топлива для украинских АЭС. К тому же весь уран украинской добычи направляется в Россию для обогащения и производства топлива.
Официально заявка была подана, по данным украинских источников, от имени российского ОАО Атомредметзолото. Обсуждалась возможность разработки одного из крупнейших месторождений — Новоконстантиновского. Хотя руководители Восточного ГОКа обещали начать добычу на этом месторождении уже в текущем году, переговоры, по данным источников «НГ», не завершены до сих пор. Между тем весной стало известно, что австралийская компания Uran Limited заключила с Украиной соглашение о совместной разработке Новогурьевского и Сурского урановых месторождений.
Атомщики пояснили «НГ», что австралийцы так и не начали работы. По словам источников газеты, соглашение с этой компанией должно было стать своеобразным «сигналом к сговорчивости» для российских кругов. Якобы россияне не желали вкладывать средства в строительство так называемых хвостохранилищ для отходов радиоактивного производства и упрямо настаивали на прямом доступе к украинским месторождениям.
Позиция российской стороны обосновывалась тем, что украинско-российское сотрудничество в сфере атомной энергетики должно было рассматриваться комплексно. Так, обсуждалась возможность строительства в Украине нового завода по производству ядерного топлива. Этот вопрос до сих пор не снят с повестки дня.
В середине ноября, когда были подписаны российско-словацкие договоры о производстве и поставках ядерного топлива, вице-президент ОАО «ТВЭЛ» Василий Константинов сказал в интервью Rosatom.ru, что Украина до сих пор рассматривается как «приоритетная площадка для размещения нового завода». Он пояснил: «Площадку мы выбираем на основании разработанных критериев, которым должны соответствовать страны: наличие значительного парка реакторов российского дизайна, приверженность в перспективе российским технологиям, равноудаленность от традиционных российских рынков сбыта продукции ядерно-топливного цикла. Кроме того, обращаем серьезное внимание на политическую и экономическую ситуацию, налоговое и таможенное законодательство, наличие квалификации у страны в области ядерной энергетики. В настоящее время активно ведем переговоры с Украиной, поскольку считаем, что Украина подходит под большинство критериев».
Руководитель российской компании намекнул, что новый завод, в котором заинтересована Украина, может быть размещен в другой стране — например, в Словакии. Хотя тема доступа к разработке урановых месторождений не звучала, но специалисты утверждают, что оба проекта неформально связаны.
В этом контексте решение украинского правительства об участии в проекте по созданию Международного центра по обогащению урана в Ангарске может восприниматься как первый шаг к сотрудничеству. Предполагается, что строительство начнется в 2009 году, а первая продукция будет получена в 2011 году. Украинское правительство поручило недавно созданному концерну «Ядерное топливо» за собственные средства выкупить 10-процентный пакет акций предприятия.
Кроме финансовых сложностей у украинской стороны могут возникнуть и организационные проблемы. Юлия Тимошенко недавно предложила на базе государственной компании Энергоатом объединить все предприятия, задействованные в организации собственного ядерного цикла в Украине. Централизация в атомной отрасли позволяет Украине более динамично реагировать на все межгосударственные процессы, связанные с созданием замкнутого цикла производства ядерного топлива. С другой стороны, это направление экономической политики уязвимо для критики той части украинской политической элиты, которая стремится дистанцироваться от совместных экономических проектов в рамках СНГ.