Главная » Компании » Тимошенко «уложила» Нафтогаз под Газпром

Тимошенко «уложила» Нафтогаз под Газпром

Состоявшийся на этой неделе в Белокаменной очередной раунд переговоров между Нафтогазом и Газпромом, похоже, окончательно завел договаривающиеся стороны в тупик. Цена на газ для Украины на 2009-й год по-прежнему остается неизвестной. Не урегулированы вопросы с механизмом и окончательными сроками погашения долга за газ, потребленный Украиной с сентября по декабрь. Нет ответа и на вопрос – возможен ли переход на прямые поставки углеводородов в Украину. Последние заявления украинской исполнительной ветви власти о том, что Нафтогаз со вчерашнего дня уже начал рассчитываться за газ (Виктор Ющенко сегодня заявил, что, для спасения имиджа страны, в РФ перечислены первые 800 миллионов долларов) и в ближайшие дни полностью погасит задолженность перед своими контрагентами, вызывают скепсис у аналитиков. А причин для сомнений более чем достаточно.

Еще в конце прошлой недели наши источники в Минтопэнерго и парламентском профильном комитете, на правах строгой конфиденциальности, «не для прессы» сообщили, что суть новых предложений Газпрома по погашению задолженности Нафтогаза будет заключаться в том, чтобы склонить официальный Киев к передаче российской газовой монополии фактически половины конечных потребителей внутреннего газового рынка страны. Поверить в это было практически невозможно, однако, как показало время – столь «смелый» прогноз украинских экспертов подтвердился на все сто процентов.

В начале недели представители «Газпрома» предложили своим украинским визави именно этот вариант выхода из ситуации с накопившимся на конец года многомиллиардным долгом. Руководителю «Нафтогаза» Олегу Дубине был передан некий план по расширению присутствия на украинском внутреннем рынке дочерней структуры «Газпрома», компании «Газпромсбыт-Украина». Мотивировали россияне свое новое предложение (напомним – в начале Газпром предлагал погасить украинский долг проплатив на год вперед за транзит своих углеводородов в Европу по территории Украины) неспособностью украинского газового оператора своевременно собирать долги с украинских предприятий и коммунальной сферы и, соответственно, вовремя рассчитываться за импортируемый газ.

Для справки сообщим, что компания «Газпромсбыт-Украина» была зарегистрирована в июне этого года и с начала лета поставляла газ без малого трем десяткам наиболее платежеспособным промышленным предприятиям, тем самым обеспечивая углеводородами почти 10% украинского внутреннего рынка. Конечной целью создания «Газпромсбыт-Украина» было полное устранение с рынка уже осенью этого года швейцарского посредника компании РосУкрЭнерго. По задумке авторов, подобная комбинация позволяла украинскому премьеру «сохранить лицо» и одновременно продлить на более длительное время присутствие Газпрома (через аффиллированные структуры) на украинском энергорынке. Напомним, что в начале года Юлия Тимошенко не уставала повторять, что 10% украинских потребителей «отданы» россиянам всего лишь на один год (2008-й — RUpor).

Трудно сказать — лукавила ли украинский премьер-министр, делая в начале года подобные заявления или действительно верила в возможность устранения с начала 2009-го года россиян с внутреннего энергорынка. Однако, теперь для всех очевидно, что уже летом Юлия Тимошенко «созрела» для прямо противоположного решения. Ну, а после встречи с Владимиром Путиным на саммите СНГ в Кишиневе ни украинское, ни, тем более, российское правительство и вовсе не скрывали, что время работы оператора «Газпромсбыт-Украина» на украинском внутреннем рынке продлится до тех пор, внимание (!) — пока будут действовать прямые контракты на поставки газа между «Газпромом» и «Нафтогазом»! То есть – вечно.

Аппетит, как известно, приходит во время еды. Поэтому очередное предложение Газпрома нисколько не удивило независимых украинских экспертов. Сознательно или нет, но Юлия Владимировна уже давно проглотила кремлевскую наживку и на протяжении полугода пытается «отработать» лояльность официальной Москвы к собственной персоне. Вот только, чего совсем не ожидала Тимошенко – так это того, что у россиян столь сильно разыграется аппетит.

Со скоростью «курьерской почты» по столице распространились слухи о том, что, якобы Тимошенко дала своим подчиненным прямое указание «заморозить» все неофициальные контакты с чиновниками российского правительства, а фактическое самоустранение Юлии Владимировны от переговоров по газу – лишь подтверждают правоту «народной молвы». Что это – заметание «кремлевского следа» в своей биографии или же очередная тактическая уловка лидера БЮТ? Однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным. Хотя панические настроения Тимошенко абсолютно объяснимы. Не ожидала украинский премьер такого «кидка» от своего российского коллеги. Ведь сделано же было не мало.

Украинские эксперты «сушат головы», пытаясь понять причину образования огромного долга Нафтогаза перед структурами северного соседа. Немудрено, ведь, мягко говоря, не совсем стыкуются заявленная Нафтогазом дополнительная прибыль в размере около 3,5 миллиардов долларов (если говорить точнее — более 21 миллиарда гривен, большая часть из которых доинфляционные, то есть — собранные с потребителей в момент курса 4,6 за доллар) с самим фактом существования задолженности перед российской монополией и швейцарским посредником РосУкрЭнерго.

Куда девались деньги у преуспевавшей компании, рентабельность которой в определенные промежутки 2008-го года доходила до 15-20%? Ведь закупавшийся на границе по 179,5 долларов за кубометр газ, без зазрения совести перепродавался украинским предприятиям на внутреннем рынке по цене более 300 долларов, за которые, кстати, скрупулезно взымалась предоплата. Собственно, согласно финансовым отчетам компании, за первые три квартала текущего года доход Нафтогаза увеличился более чем в 2,5 раза, а чистая прибыль в сравнении в 2007-м годом увеличилась на 60%.

К тому же в Нафтогазе совсем не спешили производить соответствующие расчеты ни с таможней, ни с налоговой. По самым скромным подсчетам долги компании перед этими уважаемыми ведомствами выражаются весьма кругленькой суммой в более чем 15 миллиардов гривен. Задолжал Нафтогаз и за транспортировку голубого топлива облгазам и «Укртрансгазу». Хотя здесь долги компании составляют сущие копейки – чуть более 2 миллиардов гривен. Про выплаты по еврооблигациям 2004 года на сумму $500 млн. со сроком погашения в 2009-м – мы тихо промолчим. Не время пока. А лучше обратим свой взор на «пеню» за просрочку платежей перед РосУкрЭнерго, накопившуюся с начала года в размере 300 миллионов долларов.

Спрашивается — зачем руководство Нафтогаза подписывалось под столь кабальными условиями договора весной этого года? Уж не для дерибана (по факту взыскания пени) заинтересованными лицами где-нибудь между кантоном Цуг и Давосом сделанного практически из воздуха состояния? Сколько там налетал Николай Рудьковский гривно-часов по маршруту Киев-Париж-Киев? Ау… компетентные органы, не пора ли разобраться с «пеней» Нафтогаза? А то «спишут» ее под Новогодней елкой и глазом не моргнут. Собственно, поползновения к этому уже имеются. Поясним свою мысль — в принятых Верховной Радой поправках к бюджету 2008 предусмотрено выделение дотации НАК «Нафтогаз Украины» на сумму 3,2 млрд грн, якобы для компенсации разницы в тарифах. Неплохо обставлено – не правда ли? Интересно, что поправки к бюджету рассматривались без визы профильного комитета, члены которого, как их не напрягало правительство, не смогли собрать кворум.

Согласитесь, все перечисленное выше — нельзя назвать обычным головотяпством и некомпетентностью правительственных чиновников. Судя по всему, впору говорить о целенаправленных действиях по искусственному банкротству национальной газотранспортной компании. Похоже, что Юлия Владимировна очень постаралась для того, чтобы вернуть себе призабытый имидж «газовой принцессы».

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Никакой ускоренной процедуры по вступлению Украины в ЕС не будет

Об этом заявил министр-делегат по европейским делам при Министерстве иностранных дел Франции Клеман Бон в ...