Перефразируя классика, можно сказать, все успешные годы одинаковы, проблемные — каждый по-своему. 2008-й не предвещал потрясений, но шокировал финалом. Каким же он был на самом деле? Об этом мы спросили у трезвомыслящих людей: бизнесменов, аналитиков, специалистов по фискальной и социальной политике. И они ответили…
Виктор Шулик, финансовый аналитик агентства "Кредит-Рейтинг":
— Если в 2006-2007 годах для банковского сегмента страны сложилась благоприятная ситуация (экономика и доходы населения стремительно росли, а спрос инвесторов на банки оставался высоким, что стимулировало последние наращивать региональную сеть и клиентскую базу), то с начала 2008 года банковская система сохранила высокие темпы роста по инерции.
Более низкие ставки по валютным кредитам стимулировали высокий спрос на них со стороны заемщиков. При этом значительный объем валютного кредитования усиливал кредитный риск банков при условии девальвации национальной валюты, так как большинство заемщиков не имеют стабильных валютных поступлений. Изъятие регулятором в начале года гривневой ликвидности обусловило ее дефицит, что стимулировало рост стоимости ресурсов на финансовых рынках.
Кардинально ситуация в финансовом сегменте страны начала меняться во втором полугодии 2008 года, когда усилилось влияние на экономику внешних факторов. Так, снижение спроса на продукцию основных экспортных сегментов ограничило приток валюты в страну и стало одной из причин девальвации гривни. Погашение внешних займов и усиление инфляционных ожиданий стимулировали спрос на валюту и снижение ликвидности банковской системы. Снижение доверия на внутреннем и внешнем рынках капитала на волне банкротств мировых игроков привело к оттоку средств из банковской системы и вынудило ряд банков обратиться за рефинансированием к НБУ. В октябре 2008 года регулятором было введено ограничение досрочного погашения банками обязательств и наращивание активных операций, что помогло отдельным банкам поддержать необходимую ликвидность, но негативно повлияло на доверие вкладчиков.
На фоне усиления кризисных явлений мы ожидаем роста регуляторного влияния на банковский сектор и консолидации банковской системы, а также снижения ликвидности и качества активов многих банков.
Александр Бондаренко, экс-президент Ассоциации специалистов по недвижимости Украины (АСНУ):
— За этот год рынок недвижимости так и не вышел из состояния стагнации. В частности, это заметно на транзакциях, количество которых на сегодня минимальное. Продаж практически нет. Кредиты не выдаются. даже потенциальные покупатели, несмотря на падение цен на рынке, предпочитают откладывать приобретение квартир.
Не произошло увеличения количества транзакций на рынке коммерческой недвижимости. Напротив, существенно упал спрос на торговую недвижимость и рекреационную недвижимость типа саун, салонов красоты и развлекательных заведений. Снижается объем площадей, востребованных в аренде. Это свидетельствует о негативных явлениях в сфере малого и среднего бизнеса, о том, что бизнес не видит никаких перспектив и уходит с рынка.
Дмитрий Тарабакин, директор Dragon Capital:
— Украинский фондовый рынок продемонстрировал за этот год один из худших результатов среди развивающихся рынков, хуже была только Исландия. Сегодня сложно поверить, что еще в январе фондовый рынок находился на историческом пике, индекс ПФТС достигал 1200 пунктов. Все прогнозировали феерический рост, но этим прогнозам не суждено было сбыться. В начале марта индекс отступил за черту в 1000 пунктов и уверенно пошел вниз.
Перед майскими праздниками иностранные инвесторы устроили массовую распродажу украинских бумаг. Многие опасались, что местный рынок вообще может закрыться, и сбрасывали все что могли. Однако праздники закончились, стало понятно, что ничего страшного не произойдет, и цены немного отыграли вверх. Но ненадолго. Уже в августе случился новый форс-мажор — война в Грузии. Эта война значительно повысила страновые риски и заставила многих инвесторов пересмотреть свое отношение к Украине.
Во второй декаде сентября мировое инвестиционное сообщество пережило банкротство одного из крупнейших инвестбанков мира Lehman Brothers и поглощение Bank of America инвестиционного гиганта Merrill Lynch. Эти новости повергли всех в шок. Украина, являясь заложником мирового отношения к развивающимся странам, испытала второй наплыв иностранных инвесторов, пытавшихся продать украинские бумаги. Но „выйти в кэш“ удалось очень немногим, большинство так и „осталось в бумагах“, поскольку найти покупателя было довольно сложно.
Разразившийся финансовый кризис, политическая нестабильность и набирающая темпы девальвация гривни окончательно добили украинский рынок. Наблюдая за действиями на политической арене, инвесторы опасались, что страна нескоро сможет начать бороться с кризисом. Однако Рада вернулась к работе и даже смогла принять несколько законодательных актов. Остается надеяться, что парламент сохранит свою дееспособность. Большинство стран мира сегодня в полную силу используют возможности для поддержания своих экономик, и Украина не должна быть исключением.
Игорь Захаренко, директор туристического агентства "Феерия„:
— Не могу сказать, что для туристического бизнеса год был плохим. Скорее, даже наоборот — по итогам всех прошедших месяцев количество украинских туристов возросло. К примеру, если смотреть по результатам нашей компании, то в среднем турпоток вырос в два раза, а летом спрос был настолько велик, что мы не успевали обслуживать всех желающих. Постепенно повышается туристическая грамотность, люди сейчас отдают предпочтение более качественному продукту, стремятся подобрать путешествие индивидуально, „под себя“. Эта тенденция, кстати, сохранилась и во время кризиса: не желая в целях экономии отказываться от запланированного отдыха, украинцы подходили к выбору туров скрупулезно и тщательно анализировали предлагаемые варианты. Более того, могу сказать, что те турфирмы, которые понижали цену путевок в ущерб качеству отдыха, не выиграли.
Несколько изменилась и структура спроса — люди стали ехать дальше, больше интересоваться экзотикой или далекими путешествиями. Наибольшим остается спрос именно на Европу — все-таки возможность посетить Париж, Лондон, Амстердам открылась для рядовых украинцев сравнительно недавно. Однако повышается спрос на туры и на Ближний Восток, в Южную и Северную Америку, некоторые оригиналы с удовольствием едут на Северный полюс и даже в кругосветные путешествия! Так что жители нашей страны с каждым годом все активнее открывают для себя мир.
Естественно, кризис в конце года немного подпортил общую картину. Однако нельзя сказать, что туристический рынок замер.
Леонид Рубаненко, президент Союза налоговых консультантов Украины:
— С начала года и по сегодняшний день в налоговой политике страны — полная десистематизация, что на руку только налоговикам. В связи с тем, что законодательство не урегулировано, Налоговый кодекс не принят, происходит вакханалия каких-то писем, постановлений и распоряжений „полуличного“ характера, которые регламентируют взимание налогов с отдельно взятого региона, предприятия или даже конкретного налогоплательщика. Проще говоря, анархия в правовом поле развязывает руки всем желающим. Должен констатировать, что смена руководства ГНАУ, которая пришлась как раз на конец прошлого года, привела к резкому ухудшению ситуации как в правовом, так и в практическом плане. Вместо эффективной работы с общественностью налоговая представляет ее имитацию „для галочки“.
Например, на сегодня фискальные органы усилили процедуру взимания налога „наперед“ не от результата, а от расчетных показателей. И это вместо того, чтобы прекратить эту совершенно неправомерную и нерациональную практику. Некоторые предприниматели, по их собственным словам, уже уплатили налоги за первый квартал будущего года! Объясняется это тем, что каждому налоговику в „дружеской неформальной обстановке“ дают разнарядку на определенное количество объектов и настоятельно советуют „без денег не возвращаться“.
Однако это не практика для работы государственной службы! Кстати, все отмечают, что в этом году существенно увеличились откаты чиновникам не посредством наличности, а с помощью безналичных схем — отчислений в различные фонды и т. п. Стоит ли говорить о том, что крики о результативности борьбы с коррупцией в таких условиях — полная профанация?
Если ситуация и дальше не изменится, малый и средний бизнес будет вынужден снова уйти „в тень“, начнется экономия на налогообложении. Одни компании — те, кто зависит от крупных предприятий, которые частично уже остановили свою работу до 1 марта, — законсервируют бизнес, другие же будут обращаться к оптимизаторам и схемщикам.
Людмила Николаенко, директор Киевского областного центра социальных служб для детей, семьи и молодежи:
— Самое главное из того, что не произошло в этом году в социальной сфере, — в Верховной Раде дальше первого чтения не продвинулся законопроект о внесении изменений в Закон Украины „О социальной работе с детьми и молодежью“. Между тем в нем предлагались довольно значимые поправки, которые могли бы существенно улучшить работу социальных служб и сделать ее более эффективной. Много вопросов продолжает вызывать и двойственный статус социальных служб, который так и не был конкретизирован: с одной стороны, мы являемся госслужащими, с другой — сами предоставляем услуги. Это тоже в немалой степени осложняет работу социального сектора.
Если говорить о достижениях, то впервые во всеукраинском масштабе было проведено совещание по вопросам социальной поддержки семьи, организованное Государственной социальной службой для семьи, детей и молодежи. Основной задачей этого мероприятия стал анализ состояния современной украинской семьи, особенно тех семей, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах. А главным результатом можно считать то, что проблема была вынесена на государственный уровень, к ее рассмотрению привлекли представителей семи министерств.
В целом же прошедший год показал, что наше государство умеет оперативно реагировать на проблемы в обществе, если есть социальный заказ на решение таких проблем. Например, в США опыт внедрения приемных семей потребовал 80-летней апробации, у нас же эта практика заняла всего несколько лет.
Леонид Хорин, генеральный директор Ассоциации страхователей Украины (АСУ):
— В 2008 году, к сожалению, мы так и не увидели каких-либо действий со стороны государственного регулятора рынка для повышения потребительских качеств страхового рынка. Несмотря на то, что Госфинуслуг периодически отчитывается в том, что у страховщиков положение стабильное, это нужно, условно говоря, делить надвое. Скажем, уровень страховых выплат по итогам трех кварталов текущего года просто нижайший. По нашим подсчетам — это около 10%, хотя Госфинуслуг, как и в прошлом году, выдаст очередную парадную цифру в районе 18%.
Это результат не столько кризиса, сколько недальновидной политики страховых компаний (СК) по размещению резервов и сильного демпингования ими страховых тарифов. Раньше многие компании выплачивали возмещение из новых поступлений, создавая таким образом нечто похожее на пирамиду. Однако сегодня поступления резко сократились, и средства для выплат, соответственно, брать неоткуда.
Ожидание „подарков“ от страхового рынка еще мрачнее. Сегодня в высших кругах власти активно муссируется вопрос о внедрении обязательного медицинского страхования. Идея неновая и, безусловно, неплохая. Однако украинцы в случае прохождения этого закона получат очередную „обязаловку“ при нижайшем качестве страховых услуг.
Самыми знаковыми событиями уходящего года можно назвать ужесточение штрафов по отношению к водителям, не имеющим полиса „автогражданки“. Мы неоднократно делали акцент на различии между штрафами за нарушения правил дорожного движения и наличием полиса: в первом случае это предупредительные меры, во втором — полис только регулирует последствия ДТП. И увеличение почти в 20 раз штрафа за его отсутствие — не что иное, как результат лоббирования СК своих коммерческих интересов.
Ярослав Цуканов, консультант АН „RED„:
— Нынешний год принес украинским девелоперам волну дефолтов. Только по Киеву заморожено порядка 65% строек. В реальности эта цифра гораздо больше, просто те 30% стройкомпаний, которые официально „продолжают строить“, на самом деле создают видимость процесса. 5-6 человек на стройплощадке априори не могут обеспечивать строительные работы по возведению 20-этажного жилого дома. Так что фактически стоит 95% строек, а 5% оставшихся — это почти законченные дома, которые нужно поскорее ввести в эксплуатацию. Кстати, в связи с этим некоторые застройщики продают жилье с существенным дисконтом. Правда, публичные заявления о снижении стоимости квартир в новостройках пока делали считанные компании. Но если позвонить в отдел продаж, можно добиться существенных скидок.
Добрая часть недостроев, замороженных сейчас, содержит уже вложенные деньги покупателей. А поскольку уровень продаж даже у крупных компаний снизился на 40-60% по сравнению с прошлыми годами, реализовать их полностью и закончить строительство не представляется возможным. Мелкие инвесторы и компании, для которых развитие проектов в сфере недвижимости являлось непрофильным бизнесом, обжегшись, уйдут с рынка, оставив его крупным инвесторам, которые будут финансировать строительство полностью. Как результат, мы получим внедрение новых технологий, значительное сокращение сроков строительства. Это позитив на перспективу. Уходящий же год ничего, кроме негатива, не принес.
Ильдар Газизуллин, старший экономист Международного центра перспективных исследований:
— 2008 год так и не стал переломным для нефтегазовой отрасли, несмотря на ряд важных событий в мире и Украине. Решение проблем рынка было в очередной раз отложено.
Так, правительству не удалось договориться с Россией о новой схеме поставок газа. Усилия и успехи Кабмина по исключению посредников "РосУкрЭнерго“ и „УкргазЭнерго“ из схемы могут быть нивелированы в следующем году. И хотя снижение мировых цен на нефть усиливает позиции Украины в переговорах с "Газпромом“, увеличение "Нефтегазом“ задолженности перед Россией дает козыри последней.
В 2008 году „Нефтегаз“ оказался на грани дефолта: как никогда прежде ухудшились его финансовые показатели. Отчасти это стало результатом неблагоприятной для компании политики в прошлые годы — мировой финансовый кризис усугубил положение дел. Падение спроса на газ в стране и увеличение объема неплатежей из-за снижения доходов населения в 2009 году также будет негативной тенденцией для компании и осложнит выполнение обязательств по повышению цен на газ для населения перед МВФ.
Волатильность мировых цен на нефть в 2008 году лишь отчасти повлияла на Украину. В отличие от нефтяного рынка, который уже давно следует за мировым, предприятия газового сектора Украины не смогли воспользоваться высокими ценами в первом полугодии, а потребители не увидели снижения тарифов во втором. И, что более важно, в 2009 году тенденция цен на газ на украинском рынке может быть контрцикличной — в мире цены будут снижаться, а в Украине — расти.
Андрей Педько, доцент Национальной металлургической академии Украины:
— 2008 год охарактеризовался стремительным взлетом и не менее стремительным падением мирового и отечественного горно-металлургического комплекса. Начало года было безоблачным. Индустриальный и строительный бум на традиционных для украинских металлургов рынках Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока гарантировал бесперебойный сбыт металлопродукции, наращивание объемов производства и экспорта. За первое полугодие текущего года цены на основные виды металлопродукции увеличились почти вдвое, а среднеотраслевая рентабельность производства в июле достигла 45%. Ключевой проблемой первого полугодия оставался острый дефицит топливно-сырьевых ресурсов — коксующегося угля и железной руды. Это обстоятельство сделало сырьевые компании наиболее желанными объектами поглощений. В вертикальной экспансии активно участвовали крупнейшие мировые игроки, в частности ArcelorMittal и российская „Северсталь“. А наметившаяся в начале года сделка по приобретению горнодобывающей компании Rio Tinto ее главным конкурентом BHP Billiton оценивалась в рекордные $147,4 млрд.
Кризис ипотечного строительства в США, последовавший за ним глобальный финансовый кризис и экономическая рецессия стали переломными для отрасли. Второе полугодие текущего года проходит под знаком снижения объемов производства, продаж и прибылей. Уже в августе рентабельность металлургического производства в стране упала до 4%, а в последующие месяцы ушла „в минус“.
Сегодняшняя ситуация предельно четко обнажила две критические проблемы отечественной черной металлургии — преимущественно экспортную ориентацию отрасли и колоссальную технологическую отсталость от ближайших конкурентов вследствие безудержного „выкачивания“ из нее финансовых ресурсов. С этими проблемами украинская металлургия входит во времена низкого спроса на сталь. Некоторым позитивом в нынешней ситуации выглядит удешевление топливно-сырьевых ресурсов и железнодорожных тарифов. Смогут ли отечественные металлурги конвертировать этот позитив в реальные финансовые результаты, покажет год грядущий…